Май 4, 2008


Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
12:36 am - Про музыку: "десять любимых песен"
Преамбула
(арфографея и пунктуация оригинала сохранены)

"Добрый день, Кирилл!
Пишет Вам некто Игорь Цалер, журналист из Екатеринбурга. Я написал книгу с рабочим названием "777 величайших песен всех времен" (туда включены и рок, и поп, и джаз, и электроника). Ее будут издавать. Издатели поставили передо мной задачу сделать опрос музыкантов и критиков на тему "10 любимых песен/композиций XX века", чтобы вставить его в книгу для ее продвижения.
В связи с этим, нельзя ли каким-то образом заполучить список из 10-и Ваших любимых зарубежных песен/композиций, желательно с коротенькими (хотя бы в одно предложение) комментариями к ним? Жанр и эпоха значения не имеют.
Список с указанием его автора войдет в книгу."

Амбула

"Здравствуйте, Игорь. Пойдём по лёгкому пути: 10 пьес и песен, прослушанных мной для личного удовольствия (не в порядке работы) за последние несколько дней. Постарался отобрать из них максимальное количество именно "песен" (слушал я, конечно, намного больше, чем 10 треков).

1. ShibusaShirazu Orchestra - "Naadam" (2005)
Блестящая сборная лучших импровизаторов японской новоджазовой сцены современности, играющая одно из лучших сочинений своего лидера Дайскэ Фува. Немудрящая тема этой пьесы (название означает "Народный молодецкий праздник в Монголии"), раз попав в головной мозг, потом оттуда очень долго не выводится.

2. Tom Waits - "Diamonds On My Windshield" (1974)
Это потом Уэйтс станет любимым хрипуном эстетов и интеллектуалов. На своём втором сольном альбоме он, 25-летний, ещё не нащупав свой более поздний суперхриплый голос, под аккомпанемент контрабаса и барабанов начитывает одно из лучших своих стихотворений.

3. Charles Mingus - "Fables of Faubus" (1960)
Я слушал именно версию с текстом, где великий контрабасист и джазовый композитор Мингус обличает расистского губернатора Арканзаса Орвала Фобуса. Годом раньше на знаменитом альбоме "Mingus Ah Um" лейбл Columbia вынудил Мингуса записать пьесу в инструментальном варианте, но в 60-м Сердитый Человек Джаза сам напел свой гневный памфлет в составе квартета (с трубачом Тедом Карсоном, саксофонистом Эриком Долфи и барабанщиком Дэнни Ричмондом) для независимого лейбла Candid.

4. Aretha Franklin - "I Say A Little Prayer" (1968)
Бёрт Бакарак написал эту песенку вообще-то для Дайонн Уорвик, и в её исполнении она поднялась до 4 места в хит-парадах, но записанная годом позже версия королевы соул Ареты Фрэнклин "пробивает" меня намного сильнее - возможно, потому, что в ней меньше сахарина и больше подлинного чувства. Кроме того, это хороший пример того, что поп-хит не обязательно должен быть написан в тупом размере 8/8 или 4/4: куплет здесь поётся на десять четвертей, а припев - на одиннадцать.

5. Gabor Szabo - "Reinhardt" (1973)
Венгерский джазовый гитарист Габор Сабо после будапештских событий 1956 г. сбежал на Запад - и правильно сделал. В Америке он записал много сильной и интересной музыки, в которой смешивался джаз, венгерский фольклор, рок и фанк. Номинально это посвящение первой европейской джазовой звезде - франко-цыганскому гитаристу Джанго Рейнхардту, но в стиле игры нет ничего от jazz manouche a-la Джанго: Сабо играет хитроумный, моторный, непростой композиционно, но очень легко слушающийся джаз-рок.

6. Вежливый Отказ - "Эй!" (1985/1995)
Ни для кого, наверное, не секрет, что лучшие русскоязычные группы крайне редко звучат по радио. "Вежливый Отказ" Романа Суслова записал эту версию лучшей своей песни в 1995-м, особенный шарм её звучанию в этой версии придаёт холодный, "майлсовский" звук трубы Андрея Соловьёва.

7. The Beatles - "There's A Place" (1963)
Эту не слишком популярную песенку с первого альбома "Битлз" я не слышал, наверное, лет двадцать пять (в 15 лет у меня были все записи The Beatles). И вдруг случайно услышал в такси, после чего нашёл её дома на старой кассете и переслушал раз пять подряд. Поразительное
сочетание голосов: Леннон и Маккартни часто пели в квинту, но здесь вопрос не гармонии, здесь вопрос тембра. Высокий голос Пола над низким - Джона обладает в этой песенке каким-то особенным качеством, которое трудно определить в чисто музыкальных терминах. Сам Джон
считал, что это они пытались имитировать чёрных вокалистов раннего детройтского соул.

8. Pat Metheny - "Bright Size Life" (1975)
Они оба тут ещё мало кому известны - басист Джако Пасториус только через год войдёт в состав великих Weather Report, а гитарист Пэт Мэтини только лет через пять-семь станет одним из самых популярных импровизирующих гитаристов мира. Но уже здесь, на дебютном сольном
альбоме Пэта, они (втроём с барабанщиком Бобом Мозесом) играют самый свободный, лёгкий, текучий и яркий джаз-рок своего времени.

9. Herbie Hancock - "Chameleon" (1973)
Такое, наверное, только в начале 70-х было возможно: басист приносит басовую партию, которая звучит как гитарная; клавишник приносит (независимо от басиста) басовую патрию, которую играет на клавишных; каждый из остальных музыкантов тоже что-то приносит... всё это
складывается вместе, за полчаса репетиции подгоняется одно к другому... и записывается более чем 15-минутное полотно, которое становится классикой джаз-рока и которое теперь старается разучить любой студенческий ансамбль. Но так, как сыграл это Хэрби Хэнкок на альбоме "Headhunters", повторить невозможно, да и не нужно.

10. Art Blakey & The Jazz Messengers - "Moanin'" (1958)
Барабанщик Арт Блэйки обладал уникальным качеством: он почти не писал музыки сам, но за все тридцать лет существования своих "Посланцев джаза" привлекал в ансамбль такое количество гениально пишущих инструменталистов, что в результате едва ли не половина всего
классического репертуара хард-бопа 50-60 годов связана с записями Блэйки. Вот и "Стеная": моторный блюзовый номер, который стал хрестоматийной классикой джаза, написал тогдашний пианист "Посланцев" Бобби Тиммонс.

С уважением,

Кирилл Мошков,
главный редактор журнала "Джаз.Ру" (www.jazz.ru)"

(Бодро выступить)

Comments:


[User Picture]
From:[info]oryx_and_crake
Date:Май 3, 2008 08:45 pm none (UTC)
(Link)
за написание "10-и" надо немедленно дезавуировать
[User Picture]
From:[info]platonicus
Date:Май 3, 2008 09:02 pm none (UTC)
(Link)
Причем без наркоза.
[User Picture]
From:[info]igor_tsaler
Date:Май 4, 2008 05:45 am none (UTC)
(Link)
А чего, больше не к чему придраться, что ли? ;)
[User Picture]
From:[info]oryx_and_crake
Date:Май 4, 2008 05:52 am none (UTC)
(Link)
Знаете, я в музыке не очень разбираюсь, а вот огрехи в правописании мне как ножом по сердцу. Все-таки журналист должен уметь грамотно писать, нес па?
[User Picture]
From:[info]igor_tsaler
Date:Май 4, 2008 06:01 am none (UTC)
(Link)
Должен-то должен, но, мне кажется, не такая уж это страшная огреха. Я тоже не фанат безграмотности, но все-таки и не фанат придирок. К тому же, приведенный текст не был рассчитан на публикацию, это вообще было личное письмо! :)
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 07:18 am none (UTC)
(Link)
Ну так он и не опубликован, он помещён в блог :) Для публикации преамбула не нужна вовсе - я здесь её поместил постольку, поскольку лень было своими словами объяснять постоянным читателям моего блога, "чего это я вдруг". Если Вам неприятно, то давайте я сниму преамбулу. Но, вообще говоря, я прекрасно понимаю oryx_and_crake - мне, как редактору по профессии, все эти широчайшим образом употребляемые ныне "10-и", "25-ти" и "367-ми" не просто режут глаз, но вызывают острое желание насильно подарить автору томик Розенталя. Я, собственно, именно поэтому вставил дисклеймер про арфографею.
[User Picture]
From:[info]igor_tsaler
Date:Май 4, 2008 07:27 am none (UTC)
(Link)
Помещен в блог - это все-таки какое-никакое обнародование, не так ли? :) Раз поместили преамбулу - пусть остается, я не против. Ладно, я допустил оплошность, но, надеюсь, я все же не самый безграмотный журналист (а где-то даже и редактор) в подлунном мире! И мне тоже всякие языковые дикости режут глаз. Мне кажется, здесь просто не тот случай, когда необходимо тыкать в ошибку. Причем без наркоза! :)
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 07:37 am none (UTC)
(Link)
Привыкайте. Народ у нас суровый, чуть что - сразу без наркоза. "Это интернет, здесь могут [...]" :)
[User Picture]
From:[info]igor_tsaler
Date:Май 4, 2008 07:42 am none (UTC)
(Link)
Буду привыкать, хотя я, конечно, не настолько суров к другим, так как сам не без греха! Извините, если оскорбил чье-то языковое чутье. :)
[User Picture]
From:[info]virado
Date:Май 3, 2008 09:07 pm none (UTC)
(Link)
3 - не слышал это как песню, не представляю, как это было. ТО есть слышал неск версий, с его вечным бурчанием, но со словами - нет.

но в 60-м Сердитый Человек Джаза сам напел свой гневный памфлет в составе квартета (с трубачом Тедом Карсоном, саксофонистом Эриком Долфи и барабанщиком Дэнни Ричмондом) для независимого лейбла Candid.

Какой это альбом? Качну.
[User Picture]
From:[info]bitter_berry
Date:Май 4, 2008 02:10 am none (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 07:21 am none (UTC)
(Link)
Да, это "Charles Mingus Presents Charles Mingus" (Candid, 1987, 1999). Там есть ещё один йяскошный трек - инверсия сетки "All The Things You Are" под замечательным названием "All the Things You Could Be by Now if Sigmund Freud's Wife Was Your Mother": из того, что я слышал, Мингус здесь ближе всего подходит к радикальному фри.
[User Picture]
From:[info]neckapb
Date:Май 3, 2008 11:50 pm none (UTC)
(Link)
Спасибо, прочитал с большим интересом.
Но что же, это получается, что десятки "постоянных" у тебя нет? Т.е. тех, которые всегда с тобой, в тебе, и для тебя?
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 07:23 am none (UTC)
(Link)
Нет, такой десятки у меня нет - скорее, это ядро из примерно 200-250 пьес, и его состав изменяется с годами, дрейфует :)
[User Picture]
From:[info]neckapb
Date:Май 4, 2008 12:20 pm none (UTC)
(Link)
Продолжу настырничать: и никакого ядра в размере хотя бы 10 из этих 200 не вычленить?..
Просто сужу по себе - от вступления к Come Together, например, у меня практически всегда (в течение вот уже четверти века) встаёт шерсть на загривке. Есть и ещё подобные вещи. И полагаю, что они должны быть и у других ;))
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 12:27 pm none (UTC)
(Link)
Ещё раз: таких вещей у меня не 10, а гораздо, гораздо больше.
И потом, чисто физиологические эффекты с эстетическими у меня мало связаны. Например, единственная песня The Beatles, которая у меня вызывает чисто физиологический эффект - это "Oh Darling" (а именно, в тот момент, когда Пол вопит "...and die-ie-ieie" вот на этом первом, между двух пауз, "ай" на атаке - то есть на остром ударном "а", которое на уходе в дифтонг ещё повторяется ленточным ревербератором - у меня по позвоночнику снизу вверх пробегает мощная искра: без осечки, без вариантов, всегда, уже ровно 25 лет, сколько раз бы я её не слушал). При этом эстетически я к этой песне довольно спокоен, аранжировку её считаю довольно вялой (особенно по сравнению с соседними по альбому) и среди любимых песен/пьес вообще вряд ли назову.
[User Picture]
From:[info]neckapb
Date:Май 4, 2008 12:30 pm none (UTC)
(Link)
ОК, отступлюсь. :)) Хотя мог бы развить настырность и далее - но надо знать меру :)
[User Picture]
From:[info]kcin_kcin
Date:Май 4, 2008 03:14 am none (UTC)
(Link)
А ведь хорошо получилось. Браво.
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 07:24 am none (UTC)
(Link)
Спасибо, Коля. Я подумал - вдруг кому-то окажется полезным...
[User Picture]
From:[info]and_solo
Date:Май 4, 2008 07:19 am none (UTC)
(Link)
Эх, жалко в Шизгаре нет соло трубы:))
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 07:24 am none (UTC)
(Link)
Ну, мне серьёзно "Эй" в записи 1995 г. нравится больше всего. Она мне нравилась и в виниловом варианте, но этото ремейк какой-то... запредельный, что ли.

Edited at 2008-05-04 07:24 (UTC)
[User Picture]
From:[info]doppel_neck
Date:Май 4, 2008 12:22 pm none (UTC)
(Link)
По-моему, вместо гитарного - там запросто могла бы быть труба. ;)
[User Picture]
From:[info]yussouf
Date:Май 4, 2008 07:50 am none (UTC)
(Link)
а порекомендуйте Габора Сабо альбомами
с чего б начать ознакомление?
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 08:00 am none (UTC)
(Link)
А вот с этого альбома как раз и начните - "Rambler" (CTI, 1973).
[User Picture]
From:[info]djkusto
Date:Май 4, 2008 10:03 am none (UTC)
(Link)
Дааа, There's A Place - отличная. Я вот те, где юными голосами в кварту поют Джон и Пол, очень люблю ) Как будто это две разных группы - до Help'а и после. (но я фанат обеих, конечно).

Кстати, я тут нашла папку со своими сочинениями, написанными ШЮЖе. С твоими оценками. Про "речь Макаревича на могиле Блока" я до сих пор регулярно вспоминаю )
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 12:29 pm none (UTC)
(Link)
Мда. "Как слово наше отзовётся"... А ведь фиг отзовёь его теперь :) Я вот уже и не помню слов-то таких - про Макаревича и Блока...
[User Picture]
From:[info]djkusto
Date:Май 4, 2008 12:53 pm none (UTC)
(Link)
ну я могу более точно в следующий раз процитировать. это была рецензия на сочинение "Жизнь после смерти", которое я наполнила до тошноты просто символизмом. Мне казалось, что это очень сильно! А ты сказал, что ничего не понял, оценивать не берешься, но похоже на речь Макаревича на могиле Блока. Позже, ближе познакомившись с творчеством Макаревича, я прекрасно поняла, что имелось в виду )
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Май 4, 2008 01:11 pm none (UTC)
(Link)
А-а. Символизм Макара - это да. Опускать свой единственный флаг, как солдат - ненужный, ничей - опускает свою единственную ногу...
Заметки о не вполне существенном - Про музыку: "десять любимых песен"

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Хромепага (Мошков.Нет)

Rambler's Top100

Links
Cyril Moshkow's Blog in English
Портал Jazz.Ru
Журнал "Джаз.Ру"
Книга "Индустрия джаза в Америке"
Фантастика Кирилла Мошкова в Библиотеке Мошкова

> Go to Top
LiveJournal.com