Июль 19, 2009


Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
11:06 pm - МузЭнерго: как, вы там не были?!
18 июня мы ездили в Дубну на фестиваль "МузЭнерго". Его делают не чужие нам люди, а именно - вторая половина редакции "Джаз.Ру", [info]ge_or_ge и [info]ok_tet; но даже и без этого мы знали, что ехать надо. Мы ([info]donna_anna и аз многогрешный) неоднократно бывали на "МузЭнерго" в прошлом и знаем, что фестиваль может быть очень разным: осенью и зимой (а проходит он в среднем три раза в год!) - чинный фестиваль в концертном зале, но летом это приятный open-air, всего в 116 км от Москвы, на берегу Волги, на уютной поляне среди сосен, и найти причины не съездить туда ценящему живую музыку человеку довольно сложно.
В общем, мы и съездили
MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Течёт река Волга. Не так уж издалека: после Ржева, Зубцова, Твери и Конаково Дубна - всего пятый город на крупнейшей реке Европы. Виды за рекой в этом месте пока не слишком презентабельные (там что-то строят), поэтому показываю вид, тык-скыть, в перспективу течения (в сторону Углича).

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Вот так скромно, но весело и неторопливо шёл по набережной Волги (как видите, набережная в этом месте имеет вид скорее прогулочной дорожки) диксиленд-парад. Когда-то, ещё в 70-е, такие диксиленд-парады были введены в действие на другом подмосковном джаз-фестивале, тоже в наукограде, только на Оке - в Пущино. Пущинский фестиваль в последние годы только восстанавливается после многих лет забвения, однако попытка вновь провести там диксиленд-парад тоже была, два года назад. Однако у диксиленд-парада в Дубне есть несомненное преимущество: в отличие от диксиленда, маршировавшего по Пущино, приехавший в Дубну диксиленд "Джаз с бородой" (на снимке солирует трубач Вадим Зайдин) был трезв!
Зато меня на этом месте кусил прямо, простите, в грудь здоровенный слепень, необыкновенных каких-то размеров, сантиметра три в диаметре в длину. Но у меня с собою было: на подмосковную природу всегда стоит брать с собой москитол.
Вся в белом и в козырьке справа от музыкантов - это [info]ok_tet, она же главный художник "Джаз.Ру" (и очень необычная джазовая вокалистка!) Татьяна Балакирская.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
В начале концертной программы на поляне, куда в конце концов пришёл парад, народу было не так чтобы мало - просто все рассредоточились по тенистым краям поляны, так как было довольно жарко. Исключение составляли бешеные игроки в фрисби, которые перебрасывались тарелочками в течение всего фестиваля, и вот эта развесёлая компания, приехавшая оттянуться под музыку аж из Конаково - на велосипедах. Светлая фигура на сцене - это [info]ge_or_ge, он же зам.главного редактора "Джаз.Ру" Юрий Льноградский, открывающй концертную программу.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Программу открыла (после не очень вразумительного выступления не очень вразумительного сольного гитариста) группа из Уфы Funky House Band, которой руководит басист Олег Янгуров, в конце 80-х - начале 90-х - участник башкирской этно-фьюжн-группы "Орлан" п/у Олега Киреева. Киреев потом уехал в Москву, а вот Янгуров - в Юго-Восточную Азию. Проработав несколько лет в Бангкоке и Токио, он лет шесть назад вернулся в Уфу, где создал собственную группу. Уфимцы показали крепкий современный джаз, хорошо сфокусировавший внимание публики на музыкальном наполнении фестиваля. Хотя физические упражнения на свежем воздухе (фрисби, велосипеды и просто беготня) не прекращались по всему периметру поляны до самого вечера.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Вот и [info]donna_anna, она же зам. главного редактора "Джаз.Ру" Анна Филипьева, рассекает по поляне на позаимствованном у [info]ok_tet велосипеде. Ближе к вечеру я тоже совершил кружочек, но это снять было некому :)

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
А Funky House Band тем временем всё играл - на сцене перкуссионист Рустем Каримов, трубач Артур Гимаев и саксофонист Павел Скорняков. Отлично сыграли, чего уж там.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Наверное, хорошо играли и екатеринбуржцы Free Spoken Band (в кадре их басист Александр Булатов), но про эту музыку я ничего особенного сказать не могу - я не разбираюсь в прог-роке, тем более в том его изводе, в котором сыграть более восьми тактов подряд в одном и том же тактовом размере, видимо, считается западло недостойным настоящего прог-рокера. Ну и ещё мне всегда казалось, что если барабанщик в этой стилистике берётся играть соло, то преполагается, что он будет играть его ритмично, а не хромым и рваным "горохом". Возможно, я придираюсь.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Необходимую международность (а МузЭнерго - фестиваль международный) на сей раз обеспечивал ансамбль из стольного из града из Киева во главе с экзотичным Деннисом Аду, самым востребованным молодым трубачом украинской столицы. Но первым делом я хочу привлечь внимание к незаурядному (несмотря на возраст: ему, кажется, нет ещё и 20) гитаристу Дмитрию Коваленко. Понятно и (быть может) оправданно стремление бэндлидера Аду играть все соло в течение всего концерта, но, имея на борту такого изобретательного, техничного и, чего уж там, попросту талантливого гитариста, можно было бы давать ему посолировать побольше. Деннис, вспомните Майлса - Майлс во всех своих составах занимал вовсе не всё сольное пространство!

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Почему я говорю, что Деннис Аду "экзотичен": будучи родом из Ганы, он представляет собой редкий случай аутентичного афроукраинца.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
И играет, безусловно, здорово!

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Когда по поляне протянулись тени сосен, слушатели распространились по ней во всю ширину. Народу было ровно столько, чтобы аплодисменты звучали мощно, но по поляне всё ещё можно было ходить, ни на кого не наступая.

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
Фестиваль завершала группа Zventa Sventana, исполняющая странную, но в целом будоражащую музыку - довольно аутентично спетый русский этнографический песенный фольклор, положенный на моторный электрический фанк-фьюжн с джазовой духовой секцией. В кадре - лидер "Звенты" Тина Кузнецова (изначально, вообще-то, джазовая певица), поющая в группе фольклорное двухголосие вместе с Алёной Романовой (которая, как раз, изначально фольклористка).

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
На мой личный вкус, фанк-фьюжн у "Звенты" подложен под русскую песню слишком "в лоб", слишком прямолинейно, отчего слишком пахнет дискотэкой и модной world-music а-ля Нино Катамадзе одновременно; возможно, так проявляется влияние их продюсера, зарабатывающего на хлеб в поп-группе "Гости из будущего". Но публике нравится: перед сценой немедленно образовался кружок каких-то эльфийских танцев, преимущественно девичьих, которые я не стал снимать из соображений целомудрия :)

MuzEnergo Festival 2009 (c)Cyril Moshkow
ВЕРНУТЬСЯ В "ПОЛНЫЙ ДЖАЗ"

(Бодро выступить)

Comments:


[User Picture]
From:[info]litvinov_studio
Date:Июль 19, 2009 07:19 pm none (UTC)
(Link)
Клёвая тусовка. Молодцы:)))
[User Picture]
From:[info]viesel
Date:Июль 19, 2009 07:28 pm none (UTC)
(Link)
которые я не стал снимать из соображений целомудрия
Э-э-э! Вот уж не вовремя целомудрие взыграло ;)
А Аду - видимо, всё-таки, не целиком родом из Ганы, а кто-то из родителей у него родом из Ганы? Папа, судя по фамилии?
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 07:34 pm none (UTC)
(Link)
Аду родился и до двухлетнего возраста жил в Гане, потом - в Кривом Роге. Можно предположить, что да, мама вернулась с ним на родину. Но я не настолько осведомлён, чтобы это утверждать.
[User Picture]
From:[info]viesel
Date:Июль 19, 2009 07:41 pm none (UTC)
(Link)
Не, ну видно же, что он мулат, а не центральноафриканец. Что нисколько не умаляет etc
Кстати, да, действительно, небезынтересный лексический и этический казус: можно ли человека, родившегося в Африке, но от смешанного брака, назвать "выходцем из Африки"? С одной стороны - он, безусловно, выходец, но с другой - такая дефиниция явно дезориентирует читателя, который об этом персонаже впервые слышит.
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 07:45 pm none (UTC)
(Link)
Да простят меня политкорректоры, но дефиниция "афроукраинец" перевешивает, имхо, ВСЁ :)
[User Picture]
From:[info]viesel
Date:Июль 19, 2009 07:46 pm none (UTC)
(Link)
это точно! ;)
[User Picture]
From:[info]tyoma
Date:Июль 19, 2009 08:20 pm none (UTC)
(Link)
афроукр
[User Picture]
From:[info]tyoma
Date:Июль 19, 2009 08:20 pm none (UTC)
(Link)
укроафр?
[User Picture]
From:[info]ok_tet
Date:Июль 19, 2009 08:23 pm none (UTC)

не вовремя целомудрие взыграло ;)

(Link)
Ну если уж совсем любопытно - вот тут уже люди видео выкладывают.
"Эльфов" нормально видно ближе к середине ролика.



Edited at 2009-07-19 20:24 (UTC)
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 09:26 pm none (UTC)

Re: не вовремя целомудрие взыграло ;)

(Link)
В общем, ужос, конечно :) Но лучше уж безобидные эльфы, чем пьяный махач! :)
[User Picture]
From:[info]ramesh_satori
Date:Июль 20, 2009 04:10 am none (UTC)

О ролике

(Link)
Мда... заявление уважаемой вокалистки "мы играем ФОЛЬКЛОР" - отличная иллюстрация к двум дискуссиям: вот и вот.
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 20, 2009 06:04 am none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
А что тебя так удивляет? Фольклор в своей этнографической форме потерял массовое бытование вместе с уничтожением своего социального носителя и среды бытования в результате направленного разгрома сельской социальной среды с 1925 года и дальше. Его место и функционал заняла композиторская "популярная" музыка, в том числе в "народном" духе (отсюда популярность певицы Зыкиной, которая не пела ни одной действительно народной песни, только композиторские сочинения, но при этом считалась и считается символом "народной песни"). Фольклористика в течение 1934-1957 годов была разгромлена почти полностью, Ирма Яунзем - и та переключилась с русского фольклора на "песни народов мира" и композиторские песни о Сталине и о "молодых командирах". Когда в 1960-е начался новый интерес к фольклору (вспомним, чем именно занимается на Кавказе Шурик в "Кавказской пленнице"), исходного этнографического фольклора в прежних слоях и местах его бытования оставалось уже не настолько много, чтобы о нём можно было говорить как о вне-нишевом, массовом явлении.

Что до девушек из "З.-С.", то, как это ни странно, они поют (она не употребила слова "играем") именно фольклор - Алёна, вторая вокалистка, по образованию именно фольклористка, и песни эти first-hand привезены из фольклорных экспедиций. Лично для меня вопрос не в этом, а в том, что аранжировки сделаны слабо, да и сам архетип звучания выбран безвкусно. У финнов есть совершенно такой же по своей идее коллектив, Värttinä. Тоже поют девушки, достаточно точно воспроизводя настоящий этнографический народный репертуар. Но насколько с бОльшим вкусом и тактом там сделана инструментальная часть!

С моей точки зрения, вопрос вовсе не в сакральности или несакральности (у носителей этнографического русского фольклора, кстати, этот вопрос стоял совершенно по-иному, чем кажется из перспективы сегодняшнего дня - действительно сакральное они пели утром в воскресенье, и это был не фольклор, а вполне себе композиторская музыка IV-VIII вв. :)). Вопрос в том, готовы ли мы судить искусство по его собственным законам, а не по нашим туманным и не всегда последовательным представлениям. Ну, то есть, судить по их собственным законам Зыкину или хор Пятницкого - это мы всегда пожалуйста, тем более, что по их собственным законам они заслуживают "десять в зубы и пять по рогам", или как там тогда говорилось...
Но, ты знаешь, в вопросе, что поддерживать - "наследие" Зыкиной или "Звенту Свентану" - я ни в коем случае не встану "над схваткой" с гордо сложенными на груди руками, утверждая, что раз это не "сакральный" фольклор, то фтопку его (как это делаешь ты). Я поддержу "Звенту Свентану", хотя объективно вижу их слабость.

Edited at 2009-07-20 06:06 (UTC)
[User Picture]
From:[info]ramesh_satori
Date:Июль 20, 2009 06:46 am none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
Ну, в данном случае речь идёт не о сакральности фольклора, а о чистоте жанрового определения. Ты прав, девушка в конце клипа действительно сказала "мы поём фольклор"; но при этом значительную часть фактуры всей композиции занимают далеко не фольклорные элементы, и народная песня, использованная коллективом в качестве темы, совершенно в этих чужеродных элементах теряется. Я бы сказал, что в композиции 90% поп-фьюжна и только 10% фольклора.

Относительно того, чтобы судить искусство по его собственным законам - никаких возражений по этому поводу у меня нет. Но в данном случае уместнее было бы судить эту музыку не по законам фольклора, а по законам того самого поп-фьюжна - тогда ЗС можно, наверное, поставить четвёрку (вряд ли больше). С фольклорных же позиций здесь, строго говоря, можно судить только вокальную сторону, но вряд ли нужно это делать в отрыве от всей композиции.
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 20, 2009 06:51 am none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
Ну зачем всё время перегибать палку, тем более если она не гнётся, а угрожающе трещит? Не по законам фольклора, и не по законам фьюжн, а по законам world music, которые за три десятилетия бытования жанра всё-таки худо-бедно определились. В данном случае даже и не столько world music, сколько world beat.
From:[info]vinopivets
Date:Июль 20, 2009 09:33 pm none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
Рома, а на фига она, чистота жанрового определения? В смысле, кому именно это чистота должна быть. И, заодно, почему она должна быть. Как по мне - не должна ни разу.
[User Picture]
From:[info]ramesh_satori
Date:Июль 21, 2009 04:51 am none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
Олег, мне всегда казалось, что в любом концерте должен присутствовать хотя бы небольшой образовательный элемент. Мне кажется, что надо дать людям возможность осознать, с чем они имеют дело, слушая ту или иную музыку; всё-таки музыка по своей природе больше, чем просто развлечение. Для этого и нужны жанровые определения. А чтобы не создавать у людей ложных представлений, они должны быть точными. Всё вроде бы просто.

Читаю сейчас очередной "Полный джаз" - больше половины всего материала в нём так или иначе занимает анализ музыки. Вот и ещё одно доказательство того, что жанровые определения нужны.
From:[info]vinopivets
Date:Июль 21, 2009 12:26 pm none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
Я согласен, что слушателю нужно представление о том, с чем он может столкнуться (в том числе и тогда, когда слушатель ищет развлечения). Но точные жанровые определения - попытка прикрепить без зазоров жесткую плоскую табличку к объекту сложной (и меняющейся!) формы. Мне кажется, сколько-нибудь точные определения можно навешивать лишь на то, что уже перестало развиваться - тогда их можно пригнать к форме объекта. Жанр музыки сегодняшней всегда по необходимости размыт, я думаю, попытки его точного определения безнадежны. Паразитирование же на известных табличках было во все времена и пребудет, пока есть люди - это их свойство, а не музыки :)
From:[info]vinopivets
Date:Июль 20, 2009 09:31 pm none (UTC)

Позанудствую

(Link)
Носитель фольклора прекрасно исчезал и до целенаправленного разгрома - просто из-за повышения производительности труда. И, разумеется, ничего сакрального в "страдала-страданула" нет, как нет ничего сакрального в блатных попевках, городском романсе и детских считалках.
[User Picture]
From:[info]ok_tet
Date:Июль 20, 2009 06:16 pm none (UTC)

Re: О ролике

(Link)
Наплевать.
Пусть играют, что играют.
[User Picture]
From:[info]acebooncoon
Date:Июль 19, 2009 07:40 pm none (UTC)
(Link)
очень интересно!
[User Picture]
From:[info]ok_tet
Date:Июль 19, 2009 07:49 pm none (UTC)
(Link)
Ой, спасибо за подробный рассказ. Очень хотелось его услышать именно от тебя.
Правда, картинки у меня не видны.
Наверное, оттого, что у Звуков сервер ложится время от времени последнее время - а значит, и у Джаз.Ру. Так ведь?
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 07:54 pm none (UTC)
(Link)
Джаз.Ру давно уже стоит на отдельной машине - но у нас со Звуками общий ДНС, он-то, судя по всему, и хлопает ушами.
Я переложил картинки на свой сайт, сейчас должно показываться.
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 07:58 pm none (UTC)

З.Ы.

(Link)
С Джаз.Ру проблема ещё глобальнее: лёг весь Рамблер :(((
[User Picture]
From:[info]ok_tet
Date:Июль 19, 2009 08:01 pm none (UTC)

Re: З.Ы.

(Link)
Замеча-а-ательно.

А фотографии посмотрела. ЗдОрово.
[User Picture]
From:[info]phoneme
Date:Июль 19, 2009 09:38 pm none (UTC)

Re: З.Ы.

(Link)
Отличные фотографии!
Репорт напишите, интересно же со стороны организатоорв такие штуки показывать!
[User Picture]
From:[info]phoneme
Date:Июль 19, 2009 08:34 pm none (UTC)
(Link)
У нс ничего не лежит, все в порядке.
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 08:43 pm none (UTC)
(Link)
Рамблер, Лента, ну и Джаз.Ру заодно - валяются уже около часа.
[User Picture]
From:[info]phoneme
Date:Июль 19, 2009 09:38 pm none (UTC)
(Link)
Угу, а у нас вместе с Рамблером лежит внутренний сервак :(
[User Picture]
From:[info]tyoma
Date:Июль 19, 2009 08:19 pm none (UTC)
(Link)
блин
деньрож у Глебки; а то б мы махнули, че.
[User Picture]
From:[info]phoneme
Date:Июль 19, 2009 08:35 pm none (UTC)
(Link)
Отличный репорт и прекрасный фестиваль! Все - молодцы неимоверные! :)
[User Picture]
From:[info]daugust
Date:Июль 19, 2009 09:18 pm none (UTC)
(Link)
Диме Коваленко как раз в этом году будет 20) Хороший мальчик))
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 09:20 pm none (UTC)
(Link)
Какой он мальчик - я, по определённым причинам, знать не могу и не стремлюсь, а вот гитарист он хороший :)
[User Picture]
From:[info]daugust
Date:Июль 19, 2009 09:21 pm none (UTC)
(Link)
ну я это и имелаввиду
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 19, 2009 09:25 pm none (UTC)
(Link)
Я должен был внести ясность :)))
[User Picture]
From:[info]daugust
Date:Июль 19, 2009 09:25 pm none (UTC)
(Link)
ну теперь все ясно)
[User Picture]
From:[info]curly_pelican
Date:Июль 20, 2009 04:40 am none (UTC)
(Link)
Funky House Band очень понравились, а у них ещё, оказывается, биография такая интересная)
Кстати, мы, время от времени сбегая на набережную прогуляться, наслушались "сторонних мнений" о том, "что там на поляне происходит". Вот это было самое забавное. Особенно после двух недель беспрерывных эигрантских разговоров о патологической озлобленности и страхе русского народа.))
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 20, 2009 06:08 am none (UTC)
(Link)
Ну, эмигрантам всегда нужно моральное обоснование эмиграции, что ж тут говорить.

Что-то вы куда-то пропали сразу же. Донна Анна, по-моему, мне так и не поверила, когда я ей сказал, что тебя видел :)
[User Picture]
From:[info]curly_pelican
Date:Июль 20, 2009 07:15 am none (UTC)
(Link)
Нет, мы просто незаметно слились с толпой )) Не послушали только тот самый прог.рок, зато узнали за это время, что в некоторой среде "любое с гитарами" до сих пор считается жутким исчадьем скандальной музыки неформальной и психически неуравновешенной молодёжи.) Анну я видела издалека около сцены, когда они были вместе с Таней. А вот Юра тоже не поверил, что я была-таки.)
[User Picture]
From:[info]roman_markovich
Date:Июль 20, 2009 08:30 am none (UTC)
(Link)
А я в этот день в велопоходе был, из Кимр (или Кимров) думали доехать до Дубны - там всего 30 км - но побоялись не успеть на последнюю электричку, в результате, как вижу, упустили кучу всего интересного...
[User Picture]
From:[info]leozelig
Date:Июль 20, 2009 01:21 pm none (UTC)
(Link)
1.>> "готовы ли мы судить искусство по его собственным законам, а не по нашим туманным и не всегда последовательным представлениям" -- хм... это то, что большинство представителей нашей с вами профессии и не делают. вопрос в том, нужна ли данная глубина портебителю

2. к великому огорчению, Дима Коваленко и барабашка Олежка Марков (18 лет) выиграли какую-то степендию в какой-то то ли австрии, то ли шото еще... и, как отчалят, в киеве станет вообще тоскливо...

3. глядя на игру Маркова, парни из чикаго сказали, не наладить ли им, по бартеру, поставку барабанщиков из киева в штат иллинойс
[User Picture]
From:[info]ok_tet
Date:Июль 20, 2009 06:59 pm none (UTC)
(Link)
Кир, ты видел первую фотографию вот здесь?

http://live-realist.livejournal.com/36752.html

Такой приятный сюрприз :) Это ведь вас непреднамеренно сняли?
[User Picture]
From:[info]wolk_off
Date:Июль 20, 2009 07:09 pm none (UTC)
(Link)
Мы не знали, что нас снимают. Спасибо за ссылку!
[User Picture]
From:[info]sensati
Date:Июль 21, 2009 04:44 pm none (UTC)

Спасибо,

(Link)
жаль фотки не подзвученные 8)
Заметки о не вполне существенном - МузЭнерго: как, вы там не были?!

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Хромепага (Мошков.Нет)

Rambler's Top100

Links
Cyril Moshkow's Blog in English
Портал Jazz.Ru
Журнал "Джаз.Ру"
Книга "Индустрия джаза в Америке"
Фантастика Кирилла Мошкова в Библиотеке Мошкова

> Go to Top
LiveJournal.com