Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Очередной опыт дилетантского киноведения

Вчера поздним вечером смотрели "Сломанные цветы", новый фильм Джима Джармуша. Слава Богу, не дублированный, а субтитрованный - не могу представить, чтобы и без того лапидарная, сверхминималистичная игра Билла Мюррея была бы еще покалечена фальшивыми интонациями русского дубляжа. Забавно, и наверняка всей кинокритикой, которую я стараюсь не читать, уже сто раз отмечено, что фабульные обстоятельства фильма не просто перекликаются, а настойчиво перекрикиваются через задний двор с недавно виденным новым фильмом Вима Вендерса (бездарно названный в русском прокате "Входите без стука", хотя по смыслу "Don't Come Knocking" означает противоположное - не приходи, мол, чтобы постучаться) : в обоих случаях некий пожилой, но вполне еще жеребящийся кобелино переживает некий внутренний кризис и отправляется в путешествие, причем немаловажным обстоятельством этого путешествия оказывается внезапно открывшееся наличие у оного кобелино взрослого сына, заделанного некоей подружке двадцать лет назад. Подружка была тогда же оставлена, сын вырос, ничего (или почти ничего) не зная об отце. Очень жизненно и правдоподобно, иначе отчего бы одновременно два режиссера из числа самых "актуальных" (что бы это ни значило) в предыдущее десятилетие теперь, в середине десятилетия, следующего за эпохой их славы, стали строить свое новое кино на этой фабуле?
Пересечения в чисто режиссерских приемах не считаются, я думаю - судя по тому, что я знаю о современном кино(а знаю я очень, очень мало), и Джармуш, и Вендерс были среди тех, кто в 90-е создавал этот арсенал приемов. Активная игра саундтреком (чтобы не сказать - игра саундтрека, когда звуковая, и в особенности музыкальная, дорожка участвует в действии наравне с актерами), во всяком случае, у обоих работает схожим образом. В Broken Flowers, кстати, эта игра саундтрека дожимается до хронотопических объемов - чего стоят бесконечные повторения одних и тех же двух с половиной треков эфиопской музыки (непростой этно-джаз одной из реально величайших фигур в музыке Эфиопии - пианиста, органиста, перкуссиониста, а заодно композитора, владельца джаз-клуба в Аддис-Абебе и ведущего на тамошнем радио Мулату Астатке), записанной "Шерлоком" - якобы эфиопом Уинстоном, говорящим, впрочем, с карибским акцентом (так мне показалось, во всяком случае) - на дорожку в поисках матери своего гипотетического сына кобелино Дону (Мюррей). Тем более, разница приемов тоже вполне ощутима - например, у Вендерса все четко локализовано географически: Юта, Монтана - тогда как фильм Джармуша обошелся вообще без единой реальной географической зацепки, путешествие Дона происходит "где-то в Америке", но неясно, где именно - даже номера машин не оказываются в фокусе настолько надолго, чтобы можно было прочитать название штата, не говоря уж о том, что в кадре не оказывается ни одного дорожного указателя или, скажем, таблички в аэропорту, подсказавших бы, где происходит действие. Единственный раз, когда в кадре есть географическое название - это совершенно нейтральное название городка, через запятую после которого стоит несуществующая аббревиатура штата NT.
Ох, Мюррей. Он в кадре практически ничего не играет, только смотрит. Но как смотрит. Сцена, когда он просыпается у первой на своем пути экс-подружки - точнее, под ней - и пытается открыть из-под нее один глаз, потом другой, потом оба - из самых забавных, виденных за этот год. Сэм Шеппард в "Don't Come Knocking" такого впечатления не произвел... хотя, может, надо было тоже посмотреть тот фильм без дубляжа?
А, да, и выясняется еще, что тот диковатого вида парнище, что в странном (и, честно говоря, слегка обломавшем нас) финале проезжает в машине мимо Дона, так и не нашедшего гипотетического сына - сын актера, играющего Дона, то есть Билла Мюррея - сын в реальной жизни, Хомер Мюррей.
Tags: дилетантское киноведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments