Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Category:

Народ любит больших оркестров

Сразу предупрежу: ссылки в этом посте - увы, только для читающих по-английски.
С интересом изучаю дискуссию о современных джазовых биг-бэндах, разбросанную по целому ряду блогов. Именно о современных. Парадокс: хотя биг-бэнды уже лет 55 как перестали быть массовым популярным искусством, их художественный уровень не законсервировался (как случилось с традиционным ранним нью-орлеанским джазом для малых составов везде, кроме собственно Нью-Орлеана), а, напротив, начал развиваться быстро, мощно и иногда - крайне интересно. Последним действительно популярным оркестром большого состава был, видимо, оркестр Каунта Бэйси в 1950-е (он ведь даже получал тогда "Грэмми" в категории "танцевальная музыка"!), но после некоторой паузы в 60-е развитие биг-бэндового искусства, утратившего массовую аудиторию, пошло буквально взрывообразно. Аранжировщиком на последних великих альбомах Бэйси, в том числе на самом, наверное, популярном -  "It Might As Well Be Swing" с Фрэнком Синатрой - был Куинси Джонс. Эпохальный альбом 1969 года "Walking In Space" - это сольный Куинси Джонс. И это прорывный альбом, связывающий новейшие достижения в биг-бэндовой игре (между прочим, контрабасист Рэй Браун, например, рассматривал свою игру в "Killer Joe" на этом альбоме как одну из вершин своего искусства - и это он-то, игравший в квинтете Чарли Паркера-Диззи Гиллеспи и в трио Оскара Питерсона!) и самый что ни на есть популярный, общедостуный репертуар. В эти же самые годы в нью-йоркском клубе Village Vanguard уже играет по понедельникам оркестр Тэда Джонса и Мэла Луиса, причина создания которого, что символично - уход Тэда Джонса из оркестра Каунта Бэйси из-за нежелания легендарного бэндлидера играть "модернистские" аранжировки замечательного флюгельгорниста. В 70-е оркестр Джонса-Луиса становится ведущим биг-бэндом в мире (и в 1973 г. приезжает в СССР, оказав огромное воздействие на тогдашнее джазовое сообщество - едва ли не большее, чем визит титанов искусства джазового биг-бэнда в лице оркестра Дюка Эллингтона двумя годами ранее). 80-е: отличные оркестры Джорджа Расселла, Гила Эванса (того самого, который писал оркестровые аранжировки на эпохальных альбомах Майлса Дэйвиса в 50-е) и Мэла Луиса - переходный состав, возникший после ухода Тэда Джонса и просуществовавший до смерти Мэла Луиса, после которой этот оркестр перестроился во второй раз - и стал нынешним блистательным Vanguard Jazz Orchestra. Далее: превосходные, новаторские и в то же время хорошо доступные широкой аудитории (как почти любой биг-бэнд) оркестры Карлы Блэй, Марии Шнайдер, мемориальные оркестры The Mingus Big Band и Dizzy Gillespie All Stars - в США, WDR Big Band и Vienna Art Orchestra в Европе и т.д. - и всё это до самого что ни на есть сегодняшнего дня, причём, несмотря на очевидную экономическую сложность существования большого оркестра, притягательность этого вида джазового музицирования для музыкантов, авторов и, главное, для слушателей остаётся практически неизменной. Более того, есть и линия совсем уже "поп"-оркестров, т.е. не творческих лабораторий, а чисто развлекательных составов, где развлечение при этом - не в шоу с балеринками, а в демонстрации первоклассной игры, плотных секций и "героических" виртуозных качеств солистов: начавшись в 70-е с оркестров Мэйнарда Фергюсона, эта линия сейчас более чем достойно представлена Big Phat Band Гордона Гудвина. Если бы не было спроса на поддержание в исполняемом состоянии классического биг-бэндового репертуара - существовали бы мемориальные оркестры Каунта Бэйси (спустя два с половиной десятилетия после смерти лидера), Дюка Эллингтона (три с половиной десятилетия) и даже Гленна Миллера (с момента гибели которого прошло 65 лет)? Если бы не развивалось современное биг-бэндовое искусство - сохранялась бы соответствующая номинация премии "Грэмми", в которой, между прочим, в этом году победил Vanguard Jazz Orchestra?
Нда. Ну, это меня уже понесло в обобщения.
Вернёмся к ссылкам:
Пианист ансамбля The Bad Plus Итэн Айверсон о своём переживании биг-бэндового джаза в блоге Do The Math
Даг Рэмзи обсуждает со своими читателями список лучших современных оркестровых работ, составленный композитором и аранжировщиком Биллом Кирхнером, в своём блоге Rifftides
Дарси Джеймс Аргью в своём блоге The Secret Society предлагает альтернативные ориентиры в области современного оркестрового джаза
Dizzy Gillespie All Stars (c) Cyril Moshkow, 2007
(на фото - Dizzy Gillespie All Stars, Москва, май 2007 г., солирует руководитель оркестра - тромбонист Слайд Хэмптон)
UPD.: Ах да, совершенно забыл, что именно послужило отправной точкой к написанию этого поста. Отличный образ, мелькнувший где-то в дискуссии о биг-бэндах. Как называется вот этот обязательный момент после исполнения оркестром какой-нибудь быстрой бравурной пьесы, когда все инструменты словно срываются с цепи, барабанщик молотит по всему, что перед ним стоит, и весь оркестр несколько секунд играет так, будто прорвало паровую магистраль и пар ударил во все трубы и саксофоны? Оказывается, американские музыканты называют это pet shop fire - пожар в зоомагазине.
Tags: про музыку
Subscribe

  • Что это за город там, на горе?

    А вот здесь, дамы и господа, друзья, товарищи, все люди доброй воли, я планирую выступать в качестве ведущего фестивальных концертов 2, 3 и 4 апреля.…

  • Рейхсмузикфюреры не пройдут

    Всё началось когда-то с короткого поста здесь, в ЖЖ, где я разоблачал фейк одного известного блогера. Потом я расширил тот пост и сделал публикацию…

  • Говорите — прочитаете, когда на бумаге выйдет, хе-хе?

    Ну так вот. Тираж истинно коллекционный, т.е. крошечный, но если надо — то пожалуйста. Можно через комментарии, можно письмом, а если хочется (ну,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments