?

Log in

No account? Create an account

Март 12, 2013


Previous Entry Поделиться Next Entry
12:24 am - Про музыку. Как всё завязано
Читаю "Escaping the Delta" Илайджи Уолда - набираюсь ума-разума к написанию следующей книги, которая будет называться, по всей видимости, "Чёрная музыка. Корни и ветви". Хорошо знакомые со времён работы над книгой "Блюз. Введение в историю" факты то и дело вдруг сплетаются неожиданными клубками, представляя, казалось бы, насквозь осознанные истории в новом, часто неожиданном свете. Вот пример.

Самым известным "блюзменом" 1940-х годов для белого населения США был Хадди Ледбеттер по прозвищу Ледбелли (Лужёное Брюхо). Для белых интеллектуалов он олицетворял нутряную, примитивную, корневую силу "подлинного" южного афроамериканского фольклора. Эта публика навсегда запомнила его по псевдодокументальному ролику 30-х гг., где воспрозводилась сцена его знакомства со знаменитым фольклористом Джоном Ломаксом - естественно, в тюрьме, где чёрный певец отбывал срок за убийство; именно Ломакс вынул Ледбелли с кичи (фантастическая история с трогательной песней - прошением о помиловании, записанной Ледбелли на портативный рекордер Ломакса и переданной губернатору штата Луизиана, который тут же, обливаясь слезами, подписал Хадди условно-досрочное освобождение), отмыл, приодел, привёз в Нью-Йорк и сделал звездой нарождающегося фолк-движения (до трудов Ломакса "интеллектуальная" часть городской американской публики видела в фольклоре собственной страны примерно столько же эстетической ценности, сколько в кухонной табуретке). Больше всего этой новой публике нравилось, как Ледбелли поёт блюзы, и она отметила его достижения красочной статьёй в журнале "Лайф", сообразно с милыми привычками тех времён озаглавленной "Плохой ниггер стал хорошим певцом".
При этом Ледбелли, в общем, не то чтобы очень любил петь блюзы; по заказу он замечательно пел "вообще фольклор" - и западные баллады, и южные блюзы, а наипаче - кантри, "деревенскую музыку" с Аппалачских холмов (совсем не обязательно афроамериканского происхождения); но как только Ломакс ослаблял за ним контроль - Ледбелли тут же надевал смокинг, бабочку, брал трость с золотым набалдашником и отправлялся в гарлемские клубы петь новейшие свинговые и поп-хиты того времени, и вообще мечтал стать вокалистом большого развлекательного оркестра, вроде Кэба Каллоуэя. При этом он не был известен чёрной аудитории практически вообще (в отличие от "настоящих" блюзменов), т.к. не записывался для "расовых" лейблов.
Но для белой нью-йоркской публики он исправно записывал так удававшийся ему "вообще фольклор"; вот, например, запись 1944 г., в которой он поёт народную песню "Rock Island Line", впервые зафиксированную Ломаксом в чьём-то другом исполнении на свой знаменитый портативный рекордер (весом 200 кг!) десятью годами ранее - правильно, в тюрьме штата Арканзас (а где ещё было взять столько "народных талантов", так удобно собранных в одном месте и в силу своего положения не расположенных выпросить у заезжего белого аванс за запись и тут же упиться кукурузным самогоном, как это исправно бывало при визитах Ломакса на фермы?).


Проходит 10 лет, и в далёкой Великобритании разражается свой собственный фолк-бум, во главе которого стоят ансамбли... традиционного джаза. Диксиленд - ранний нью-орлеанский джаз 1920-х, подвергнутый в США 1940-х так называемому "ривайвлу", т.е. придуманному из головы энтузиастами новых поколений "возрождению" - как бы возврату к корням джаза, в противовес бурно развивавшимся новым стилям (бибопу и кул-джазу) - в сознании британцев того времени такой же "мировой фольклор", как кантри или как английские народные баллады.
Самый популярный английский диксиленд этого времени - ансамбль тромбониста Криса Барбера. В 1954 г. Chris Barber Jazz Band записывает альбом "New Orleans Joys", и на этом альбоме есть та самая тюремная песня "Rock Island Line", десятью годами ранее записанная Ледбелли. На британском альбоме её записал не весь диксиленд, а только трио: стиральная доска (вместо барабанов) - Берил Брайден, контрабас (на нём играл сам Крис Барбер, вообще-то, повторюсь, тромбонист) и гитара, на которой (вместо своего штатного банджо) играет Лонни Донеган, и он же её и поёт. На самом деле Донегана звали Тони, но он сменил имя на Лонни в честь своего любимого музыканта - раннего блюзового и джазового гитариста и популярного блюзового певца родом из Нью-Орлеана, Лонни Джонсона.

В конце 1955 г. эта песенка выходит в Британии на сингле - пластинке на 45 об/мин с одной песней. Это куда более доступный массам формат, чем дорогие долгоиграющие альбомы; следует оглушительный успех - песенка продаётся более чем в одном миллионе экземпляров, вся страна поёт "Rock Island Line", а главное, играет: там всего, грубо говоря, полтора аккорда, отщёлкивать ритм надетыми на пальцы металлическими напёрстками по металлической стиральной доске может любой младшеклассник, а те четыре ноты, которые в записи играет контрабас, можно запросто извлекать из домодельного "инструмента" под названием tea-chest bass, состоящего из фанерного ящичка для чая из ближайшей "колониальной лавки", упирающейся в него швабры и верёвки, которую "басист" при помощи швабры то натягивает, то приотпускает, чтобы получить резонирующие через верёвку и ящик весьма приблизительные "ноты". Начинается колоссальный общебританский бум подобной самодельной музыки на трёх аккордах, получившей на Островах название skiffle. В Америке эта же музыка называется jug band (там есть столетняя традиция "горшковых ансамблей", которые играли на подобных самодельных инструментах), и, как ни странно, на волне успеха фолк-движения, которое к этому моменту из музыки знатоков и ценителей старшего возраста превращается в музыку студентов колледжей, "Rock Island Line" в исполнении Донегана попадает в десятку самых популярных синглов поп-музыки и в США. Только в Америке это воспринимается как фолк с его нутряной примитивной корневой силой, а в Англии - как модная современная молодёжная музыка: диксиленд, ритм-н-блюз и - рок-н-ролл. Именно с "Rock Island Line" начинает осваивать гитару некто Джон Леннон, которому в этот момент ещё нет 16 лет.
Лонни Донеган в момент записи "Rock Island Line" был штатным музыкантом джаз-ансамбля Криса Барбера и получил за песню только однократный гонорар, как и все остальные сайдмены. Миллионные потиражные получил Крис Барбер, и Донеган до конца жизни (а умер он в 2002 г.) любил всем рассказывать, что получил за свою самую успешную запись всего лишь... (тут он называл разные суммы: от трёх до десяти фунтов стерлингов). Правда, он почему-то не так часто упоминал о том, что ещё при записи альбома оформил на эту песенку (народную американскую, из арканзасской тюряги, про железную дорогу, идущую в Нью-Орлеан) авторские права на британскую территорию. А следовательно, до конца жизни получал за любое её исполнение в Великобритании (не только за своё) вполне приличные авторские отчисления.
На волне успеха песни Лонни Донеган уходит из джаз-ансамбля Криса Барбера, и там в роли банджиста и гитариста его сменяет уже игравший там в 1949 г. выходец из Франции, сын австрийского еврея и полугречанки-полутурчанки, полное имя которого было Алексис Николас Кёрнер. В историю британской музыки он вошёл как Алексис Корнер, когда в конце 50-х создал в Лондоне ансамбль Blues Incorporated и сплотил вокруг него маленькую, но очень тесную группу ценителей настоящего чёрного блюза, которым для Корнера были уже не песни Ледбелли, а, прежде всего, электрический блюз Чикаго 50-х гг. - Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, всё такое.

В этой группе были совсем юные музыканты, среди которых время от времени появлялись пришедший из ещё одного диксиленда барабанщик Чарли Уоттс, пытавшийся петь и играть на губной гармонике подросток Мик Джаггер и ещё один тинейджер - некий Элмо Льюис, неудавшийся диксилендовый саксофонист, который осваивал электрическую слайд-гитару и в связи с этим подолгу жил в квартире Корнера (эта квартира вообще была своего рода общежитием - легенда гласит, что, когда в Лондон приезжал из Чикаго ансамбль Мадди Уотерса, только Мадди останавливался в отеле, а его музыканты из экономии спали в кухне у Корнера). Имя Элмо Льюис он взял в честь своего любимого слайд-гитариста - блюзмена Элмора Джеймса. Но, когда пришла пора создавать собственный ансамбль, юный гитарист вернул себе своё настоящее имя - Брайан Джонс.
Вскоре к этим трём юнцам добавились бас-гитарист Билл Уайман, пианист Иэн Стюарт и губастый гитарист Кит Ричардс, который учился играть ритм-н-блюз на гитаре, "снимая" партии белого электрогитариста из первой группы Элвиса Пресли - Скотти Мура, который, в свою очередь, учился играть ритм-н-блюз на электрогитаре по записям чёрного гитариста 40-х Артура "Биг Боя" Крудапа. Получилась группа, вскоре принявшая название The Rolling Stones - по названию одной из песен Мадди Уотерса, "Rollin' Stone", первой песне, записанной им для лейбла Chess Records в Чикаго в 1950 г.

Как это часто бывает с блюзовыми песнями, Мадди записал только самую успешную её версию - задолго до него, начиная с 1928 г., её записывали на пластинки и другие блюзмены, родившиеся, как и Уотерс, в той части штата Миссисипи, которая называется "Дельта". В записи 1928 г. (у Джима Джексона) она называлась "Kansas City Blues Parts 3 and 4", а классическое её название сложилось в начале 40-х, когда её, независимо друг от друга, записали блюзмены Томми Маккленнан и Роберт Питуэй: у них она называлась "Catfish Blues", и, когда в 1967 г. в Лондоне ещё только начинавший становиться известным американский гитарист Джими Хендрикс записывал своё посвящение Мадди Уотерсу с совсем молодыми британцами - 22-летним гитаристом Ноэлем Реддингом (в ансамбле Хендрикса он играл на бас-гитаре) и 20-летним барабанщиком Митчем Митчеллом, он назвал его именно "Catfish Blues".

Если вы дочитали до этого места и остались в здравом уме и твёрдой памяти, могу вас поздравить. Вот так я работаю, братие и сестры :)

(32 бодрых выступления | Бодро выступить)

Comments:


[User Picture]
From:_badger_
Date:Март 11, 2013 05:24 pm
(Link)
Очень понравилась мысль про то, что "котов" лучше держать в клетках, чтобы не разбредались и не бесчинствовали! Надо внедрить у нас вместе с chain gangs, может, настоящие корневые блюзмены самозародятся?

Хочу заметить, что The Rock Island Line ритмически не такая простая песня.
Элегантный turnaround придаёт песенке особое своеобразие одиннадцати-с-половиной-тактового блюза ))

Ну и для наших дорогих радиослушателей, которые помнят Брежнева ещё молодым, надо упомянуть, что Ledbelly не только песенку про паровозик исполнял, но ещё и вечнозелёную песенку про домик восходящего солнышка.

Хотя Animals ориентировались не на него, а на исполнение Dylan'а.
Dylan продолжил традицию миноризации этой песенки, которую начал в конце 40-х Josh White, а Lead Belly исполняет в то же время ещё в глубоком мажоре.

Отсюда вывод, что Lead Belly более чёрный негр, чем Josh White ))

Ссылочки на "Домик":
1) Lead Belly (1944, 1948) http://www.youtube.com/watch?v=y5tOpyipNJs и http://www.youtube.com/watch?v=DaVXLiLe4vg - две принципиально разные версии. Хронологию надо проверить, которая раньше.
2) Josh White (1947) http://www.youtube.com/watch?v=M8Ueo7r2nbA





Edited at 2013-03-11 21:57 (UTC)
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Март 12, 2013 02:08 am
(Link)
Не приписывайте мне мыслей, которых я не высказывал, пожалуйста. Я ни слова не сказал о том, что кого-то НАДО держать вместе. Я говорю, что Ломакс-ст. этой возможностью ПОЛЬЗОВАЛСЯ.
[User Picture]
From:graf_g
Date:Март 11, 2013 05:33 pm
(Link)
Класс!

А известно, кто придумал это знаменитое ускорение поезда в "Rock Island Line"? Неужели Донеган с Барбером? Я эту песню до сих пор знал только в версиях Джонни Кэша и Пита Сигера. Кэш, как я понимаю, ориентировался прежде всего именно на версию Донегана с Барбером, а у версии Сигера есть и сходства с версией его любимого Ледбелли. Но при этом занятно, что у Кэша она звучит как нечто довольно-таки нутряное, а у Донегана с Барбером это практически чистый салонный хит, о чем Вы и пишете. (У Сигера нечто среднее.)
[User Picture]
From:_badger_
Date:Март 11, 2013 06:05 pm
(Link)
А интересная тема - проследить раскрытие паровозной темы в популярной музыке!
От размеренного свингового чух-чух-чух-чух Take The A Train Эллингтона к ускоряющемуся скиффл The Rock Island Line ))

[User Picture]
From:neckapb
Date:Март 11, 2013 06:19 pm
(Link)
А какого года версия Кэша? Есть подозрение, что он, как один из пионеров кантри, плавно переходящего в рокабилли, не мог ориентироваться на Барбера с Доннеганом, поскольку на тот момент англичане с их поп-музыкой были для штатников никто и звать никак. А вот если он её перепевал уже в пост-битлзовскую эпоху - тогда всё может быть.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Март 12, 2013 01:50 am
(Link)
Версия Сигера - идеологическая. Он желал показать, про что эта песня на самом деле и какая она "должна быть". Он воспринимал себя как Хранителя Ключей от Подлинного Фольклора.
[User Picture]
From:neckapb
Date:Март 11, 2013 06:20 pm
(Link)
Дочитали.
Только Крис Барбер - тромбонист :)
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Март 12, 2013 01:56 am
(Link)
Да-да, знаю. Рука дрогнула. У меня часто смешиваются графически схожие слова, когда я тороплюсь :)
[User Picture]
From:riftsh
Date:Март 11, 2013 06:21 pm
(Link)
> до трудов Ломакса "интеллектуальная" часть городской американской публики видела в фольклоре собственной страны примерно столько же эстетческой ценности, сколько в кухонной табуретке

Это не совсем точная интерпретация. Еще в середине 19 в. Луи-Моро Готшалк сделал блестящую карьеру на мелодиях луизианских креолов, Дворжак адаптировал негритянские мотивы к вящему удовольствию нью-йоркской и бостонской публики и прессы, соответствующие песенники и ноты издавались большими тиражами.

Вот характерная фраза из редакционной статьи в "Harper's Magazine" в 1893 году, когда Ломакс только собирался начинать свои труды: "What was called negro music, the music of the slaves on the Southern plantations, especially of the "spirituals," which were least tinctured by white association, has always been a favorite with the American public."
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Март 12, 2013 02:06 am
(Link)
Ну-ну-ну. А Ломакса в колледже заставили сжечь записанные им тексты ковбойских песен как "низкие и недостойные", наверное, из чистого садизма, да? Почитайте его автобиографию, "Adventures of a Ballad Hunter". Это происходило в те же самые 1890-е гг.
[User Picture]
From:major_ghost
Date:Март 12, 2013 09:04 am
(Link)
Вообще это жутко интересно. Особенно когда сравниваешь, так сказать, актуальные тенденции в манере звукоизвлечения.

Прочел первый том "РД". Круто-круто. Правда чувство такое... словно то, что я считал оргазмом, на самом деле была астма. Но интереса к материалу это не убавляет.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Март 12, 2013 09:06 am
(Link)
Театральным шёпотом в сторону замечу, что ни оргазм астме, ни астма оргазму, как правило, совершенно не мешают...

(Спасибо за коммент! ;-))
[User Picture]
From:ramesh_satori
Date:Март 12, 2013 02:38 pm
(Link)
Кирилл, чем больше я читаю подобного рода посты в твоём блоге, тем чаще приходит на ум сократовская фраза: "Я знаю, что ничего не знаю"...
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Март 13, 2013 07:48 am
(Link)
Да ладно. Начать перечислять, чего не знаю я? :)
[User Picture]
From:_badger_
Date:Март 16, 2013 05:54 pm
(Link)
История Ледбелли будет неполной без демонстрации, как пишут, "пожалуй, единственной реальной его киносъёмки":

http://www.youtube.com/watch?v=QxykqBmUCwk

Как изящно пишут далее,

"..This is an excerpt from a 1935 March of Time newsreel (produced by Time magazine) which re-enacts Leadbelly's release from Angola Prison, Louisiana. John Lomax plays himself, and Leadbelly performs 'Goodnight Irene'."

Edited at 2013-03-16 21:55 (UTC)
Про музыку. Как всё завязано - Заметки о не вполне существенном

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Хромепага (Мошков.Нет)

Rambler's Top100

Links
Cyril Moshkow's Blog in English
Портал Jazz.Ru
Журнал "Джаз.Ру"
Фантастика Кирилла Мошкова в Библиотеке Мошкова
Купить книги Кирилла Мошкова на LitRes
Книга "Блюз. Введение в историю"
Тяжёлые редакторские будни: "Редактирую и плачу"

> Go to Top
LiveJournal.com