Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Categories:

Тронхейм, Норвегия. Серия 5, последняя

Серия 4: крепость на холме, крутые горки, камень, металл и дерево
Серия 3: стр-рашный остров Мункхольм
Серия 2: воды Тронхейма: фьорд, река, каналы
Серия 1: обзор истории и географии города

Сегодня, как и обещал, завершаю визуальный рассказ про Тронхейм главой о Nidaros Domkirken - Нидарусском соборе.

Как договорились: те, кому визуальное претит или же неинтересна история церковной архитектуры - этот пост проматывают, остальных же милости прошу под кат. В посте - только фотографии собора снаружи, внутри я за недостатком времени не побывал.

До нового времени древнейший собор Скандинавии и самый северный в мире средневековый готический собор дошёл, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии. Дело в том, что он восемь раз капитально горел. Так, в 1708 г. он сгорел до основания - устояли только стены, внутри выгорело всё, еле успели спасти раку с мощами Св.Олафа. Только начали восстанавливать - всего через 11 лет после первого пожара последовал начавшийся от удара молнии второй. Собор восстановили кое-как, только чтобы внутри можно было вести службы, и вместо прежней крыши и гордых шпилей покрыли его - как все были уверены, временно - черепицей на прямых скатах, а на остатках сгоревших шпилей - достаточно добротными медными листами. И так собор простоял до 1869 года. Вот как он выглядел в 1857-м:

В 1869-м началась реконструкция, которая продлилась, с перерывами, сто сорок два года. Да-да, официально реконструкция закончилась в 2001 г., хотя и сейчас с юго-западной стороны здания ведутся какие-то работы. Тем не менее, собор в целом восстановлен в том виде, в каком он стоял примерно с 1300 до 1531 г., когда пожар полностью уничтожил его длинный неф, простоявший в руинах до 1869 г.: восстанавливать неф сразу после пожара не стали, т.к. история католической Нидарусской архиепископии в 1539 г. завершилась, и собор стал кафедрой лютеранских епископов Тронхейма, а у них средств на восстановление нефа и западного фасада не находилось.
Сейчас западный фасад, на котором из нескольких десятков статуй к XIX веку оставались стоять более или менее нетронутыми всего пять (они сейчас находятся в соседнем здании - Музее архиепископии), восстановлен - и расширен вверх, по сравнению с сохранившимся рисунками и чертежами. Нынешний его вид - не реконструкция, а творческое развитие оригинального плана. Из истории достоверно известны только два ряда статуй; на самом полном рисунке XVII в. видно, что к этому моменту на полуразрушенном нефе стояли два ряда, а от третьего, над ними, сохранилось только основание; что до розы, большого круглого окна в центре фасада, то от неё до нашего времени дошли только упоминания в описаниях, но ни одного рисунка. Часть статуй была хотя бы документирована (упомянуто, кого они изображали), но точного списка не было нигде. Пять сохранившихся оригинальных статуй показывают, что первоначальные скульпторы находились под влиянием увиденного ими во Франции в Реймском соборе, но при этом статуи явно носят портретные черты современных им норвежцев. Поэтому, когда в 1930-е гг. началось создание новых статуй для обновлённого фасада, современные скульпторы придавали им черты нынешних норвежцев... да даже и не обязательно норвежцев. Например, вот у этого архангела Михаила, сокрушающего диавольскую силу - лицо Боба Дилана, потому что в 1960-е гг., когда создавалась эта статуя, Дилан выступал против войны во Вьетнаме.

Три архитектора, один за другим, готовили проекты восстановления - или создания заново? - западного фасада собора. Все три не дожили до окончательного воплощения своих планов, которые к тому же противоречили друг другу и два раза даже потребовали специального решения парламента - какой из планов выбрать. Возобладал подход Хельге Тийса, который в 1930 г., 33-летним, был назначен руководителем работ - главным архитектором собора, да так и проработал в этой должности весь остаток жизни, до 1972 г. И только в 1985 были установлены последние из создававшихся для его проекта статуй.
Верхний ряд статуй - это ветхозаветные патриархи, цари и пророки:

Патриарх Авраам, пророк Самуил, пророк Исайя;

Пророк Иезекииль, держащий в руке колёса "как вид топаза, подобие же у всех четырёх одно" (Иез. 1:16), пророк Иона (если присмотреться к подножию статуи - то и киту нашлось место), царь-псалмопевец Давид (у него в подножии - Храм и Лев колена Иудина);

Цари иудейские Иосафат и Езекия, а в глубокой нише справа - Предтеча Господень, Иоанн Креститель, прижимающий к груди Агнца Божия;

Св. пророк и Боговидец Моисей со Скрижалями в руках и цари иудейские - Иосия, у которого в подножии показано восстановленное им после долгих лет почитания идолов заклание Пасхального агнца, и Азария, десятый церь из дома Давидова, держащий в руках башню, символизирующую оборону Иерусалима. У него лицо археолога Герхарда Фишера, исследовавшего руины собора в ходе восстановления, а в подножии статуи представлена его жена Доротеа, которая помогала мужу со всеми высотными работами - сам археолог страдал высотобоязнью.

Царь Соломон (если присмотреться, в подножии представлена история, получившая название "соломоново решение" - ну, когда для определения подлинной матери Соломон предложил спорившим за младенца двум женщинам рассечь дитя пополам), пророк Захария (и восстановленный Храм) и пророк Даниил (в подножии статуи - Даниил в львином логове);

Пророк Иеремия, пророк Илия (со своей небесной колесницей в подножии) и патриах Иаков, держащий в руках Лествицу.
Средний ряд статуй представляет "нордических" святых и Добродетели Евангельские, а равно же и "кардинальные" (католическое, а вслед за ним и лютеранское богословие добавляет к трём Евангельским добродетелям ещё четыре "кардинальных"):

Св. Эйстейн, архиепископ Нидарусский - собственно, первый вдохновитель постройки храма сего; св. Хальвард († 1043); св. Суннива - убитая норвежскими язычниками в X в. исландская принцесса, первая канонизированная на территории Норвегии христианская святая;

Св. Олаф - покровитель города, важнейший норвежский святой, изображаемый обычно с мечом или топором в деснице и державой Норвежской в шуйце, в подножии же его изображается страхолюдное и богомерзкое язычество, еже потоптано бысть от святаго короля; и три Евангельские добродетели - Любовь (точнее, Caritas), Надежда и Вера.

Благовещение: пророк Исаия, предрекший Рождество Христово (Ис.7:14); архангел Гавриил; Богоматерь.

На правой стороне розы Благовещению противопоставлено изгнание из Рая, а Деве Марии - фигура праматери Евы; где Ева пала, Богоматерь прославлена. Соответственно, херувим с мечом пылающим, заграждающий врата рая, и двое изгнанных из Эдема - Адам и Ева со своими фиговыми листиками. Змей, кстати, тоже представлен.

Одна из "кардинальных добродетелей" - Справедливость, а также трое "нордических" святых: св. Торлак, епископ Исландский, национальный святой Исландии († 1193), тоже - судя по подножию - потоптавший язычество; св. мч. Магнус, ярл Оркнейский, от язычников умученный († 1115), и св. Эрленд, епископ Фарерский († 1308).

Ещё две "кардинальные добродетели" - Правда и Сострадание.

Продолжение ряда "нордических святых": св. Олаф Трюггвасон, король Норвежский († 1000), у ног которого лежит усекновенная им глава раба Тормуда Карка, предавшего своего господина - ярла Хокона; св. Сигурд, епископ Английский, приехавший в Норвегию крестить и канонизировавший св. Сунниву - после Норвегии он крестил в Швеции, где три его племянника приняли мученическую смерть, и их головы были брошены в реку в котле, который был вскоре обретён Сигурдом вместе с головами. Собственно, этот котёл он и держит в руках; у Сигурда черты лица норвежского поэта Осмунда Олафссона Винье, а невинноубиенных племянников скульптор сделал похожими на трёх архитекторов, восстанавливавших собор - Гудольфа Блакстада, Хермана Мунте-Коса и Хельге Тийса. Справа стоит св. Климент, папа Римский, почитаемый и в православии (храм во имя св. Климента Римского в Москве, например, находится на Пятницкой улице). Во имя св. Климента была воздвигнута самая первая церковь в Норвегии, а его статуя имеет портретное сходство с Олафом Аукрустом - самым известным норвежским поэтом, писавшим на "новой" разновидности норвежского языка (Nynorsk).
Нижний ряд статуй - Апостолы, короли и святые мученики:

ап. Филипп и ап. Фома ("Неверующий");

ап. Варфоломей, ап. Андрей Первозванный, ап. и евангелист Иоанн Богослов (кстати, это точная копия одной из пяти уцелевших оригинальных статуй 1270-1300 г.);

ап. Пётр (с ключом от врат Царства Небесного), Богоматерь, Распятие (собор в Нидарусе, в нашей терминологии, Спасский - он посвящён непосредственно Господу и Спасу нашему), ап. Иоанн ("Жено! Се, сын Твой", Ин.19:26) и ап. Павел;

ап. Иаков Зеведеев (Иаков Старший), ап. Симон Кананит (Зелот), ап. и евангелист Левий Матфей - ещё одна из пяти статуй, чей оригинал ещё стоял на стене к моменту начала реставрации - правда, без головы и рук;

ап. Иаков Младший (брат Господень, апостол от 70, первый епископ Иерусалима), ап. Иуда (автор последнего Послания в Новом Завете - не путать с Иудой Искариотом: в латинской традиции тот Judas, а этот Jude) и свщмч. Никасий, епископ Реймский, от вандалов умученный († 407).

Свщмч. Дионисий, епископ Парижский (Сен-Дени), и св. Франциск Ассизский.

Над тремя рядами статуй, прямо над розой, расположен барельеф Судного дня.

А прямо над ним - увенчанный крестом барельеф Христа торжествующего. Это современное изображение, которому нет соответствия в документации исторического собора (скульптор Кристофер Лейрдален).

Таким образом, символика Спасского собора соблюдается от нижних до верхних ярусов фасада: над центральным входом - Христос распятый, над розой - Христос-Судия, и в самом верху - Христос преображенный.
С определённой точки прямо перед западным фасадом можно увидеть оба креста - венчающий фасад и главный, над центральным шпилем - практически на одной линии:


На самом деле между ними - несколько десятков метров:


Ещё один общий план, для лучшего понимания масштаба всего сооружения.


Собор первоначально строили с 1070 по 1300 год над местом, где был захоронен св. блгв. Олаф, креститель и просветитель Норвежский - король Олаф II Харальдссон, Олаф Святой, он же Олаф Толстый, которого в битве при Стикластадире убил копьём бесчестный викинг Торир Собака, известный грабитель святилищ и нарушитель соглашений (см. Королевскую сагу). Ныне мощи Святого короля находятся внутри собора в серебряной раке. Это, увы, не подлинная рака: подлинную в XVI в. увезли в Копенгаген и перелили на монеты. Впрочем, от первых лет существования собора вообще сохранилась только часть каменной кладки восточной восьмиугольной алтарной части.

Скульптурные изображения на внешних стенах собора не исчерпываются статуями западного фасада. Он весь покрыт химерами, ангелами, святыми, людьми и животными, что символизирует изобилие Божьего творения.













Это мы идём вдоль северного фасада собора.

Ещё несколько деталей.


А за алтарём, с восточной стороны собора, расположено тихое кладбище, где покоятся не только бывшие настоятели и клирики собора, но и множество норвежских воинов, павших в боях в разные века.


Ну вот и всё. За Тронхейм отчитался. Спасибо за внимание! Если вы действительно досмотрели до этого места, можете порадовать старика - поставьте, пожалуйста, в комментах знак *. Благодарю!
Tags: Норвегия, визуальное, приехано, религия
Subscribe

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…