?

Log in

No account? Create an account

Июль 5, 2014


Previous Entry Поделиться Next Entry
05:46 pm - Музыка на сегодня
Потрясающее было время в музыке - 60-е годы. У меня чем дальше, тем отчётливее вырисовывается концепция 60-х годов ХХ века (точнее, периода примерно с 1955 по 1969 год) как своего рода Achsenzeit, ясперсовского "осевого времени", в истории музыки. И было в этот период одно явление, с которым мы мало знакомы - потому, что его место в наших представлениях о музыке заняли те, кто сам был этим явлением порождён. American Folk Blues Festival, колесивший по Европе с 1962 по 1970 год. Именно эта странствующая труппа американских блюзовых музыкантов, которых собирали, тщательно "выпасали" и заботливо возили по Европе (в том числе и Восточной: ГДР, Чехословакия...) немецкие промоутеры Хорст Липпман и Фриц Рау, породила европейский рок, каким мы его знаем - и каким он в 1964-67 гг. обрушился ответным ударом на американскую территорию, сформировав практически все массовые жанры музыки такими, какими они стали. Не было бы "Фестиваля американского народного блюза" - не было бы Rolling Stones, Yardbirds, Cream, Led Zeppelin и т.п. То есть они, может, и были бы, но популярность их ограничивалась бы теми узкими кругами лондонских хипстеров, в которых американскую чёрную музыку слушали в Великобритании до 62-го. И тогда всё "британское нашествие", изменившее лицо массовой музыки, имело бы совсем другие тактико-технические характеристики - если вообще состоялось.
А какой продакшн! Какое шоу! Зацените: весна 1964, Сестра Розетта Тарп поёт на заброшенной железнодорожной станции Уилбрэм близ Манчестера... публика сидит на другой стороне путей, где выстроен амфитеатр, а платформа закамуфлирована под американский вокзал рубежа XIX-XX веков. Всё продумано: как тщательно упрятан в её обширном пальто микрофон, как вовремя обнаруживается среди мешков и ящиков белый рояль электрогитара! Ну и какова сама Сестра, между нами говоря. Джанис Джоплин, говорите?
Для сведения: Sister Rosetta Tharpe (1915-1973)

(27 бодрых выступлений | Бодро выступить)

Comments:


[User Picture]
From:livejournal
Date:Июль 5, 2014 10:20 am

Музыка на сегодня

(Link)
User churchsound referenced to your post from Музыка на сегодня saying: [...] Оригинал взят у в Музыка на сегодня [...]
[User Picture]
From:m_u_s_t_a_f_a
Date:Июль 5, 2014 10:51 am
(Link)
Есть у меня пластиночка из серии American Folk Blues Festival. Виниловая, естественно, хоть и далеко не первый пресс.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 5, 2014 10:56 am
(Link)
Там было много совершенно уникальной видеопродукции, которую на материале этого странствующего шапито снимали в Европе -- например, вот и вот.
[User Picture]
From:ny_quant
Date:Июль 5, 2014 12:19 pm
(Link)
Жжот сестра жарко.
[User Picture]
From:jazzavva
Date:Июль 5, 2014 12:31 pm
(Link)
Great!
А 60-е годы действительно были временем уникальным. Многого мы не знали, но даже по тому, что слышали, уже чувствовалось - идёт какой-то крутейший замес, мы живём на переломе.
[User Picture]
From:platonicus
Date:Июль 5, 2014 12:45 pm
(Link)
Кто сказалъ "Джанисъ Джоплинъ"?
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 5, 2014 02:13 pm
(Link)
КТО ЗДЕСЬ?!
[User Picture]
From:homini_lupus
Date:Июль 5, 2014 03:30 pm
(Link)
Про ощущение 60-х - есть такое дело. И про "новый фолк" слышу нередко. Вот про "новый блюз" - что-то не очень.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 5, 2014 03:32 pm
(Link)
Если можно, поясните - я про фолк-то ничего не говорил ;-)
[User Picture]
From:homini_lupus
Date:Июль 5, 2014 04:33 pm
(Link)
American Folk Blues Festival... Я эти тусовки воспринимаю как родные. Да в музыке же они переплетаются постоянно. Я не прав?

Edited at 2014-07-05 20:34 (UTC)
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 5, 2014 04:43 pm
(Link)
Не Folk AND Blues, а Folk Blues. Липпман и Рау тщательно противопоставляли "народный блюз" растленному коммерческому ритм-н-блюзу, хотя примерно половина их артистов в действительности вкусила коммерческой ритм-н-блюзовой известности - но при появлении нового рынка белых студентов в 60-е споро переориентировались на представление некоей "чистой фольклорной традиции блюза", которой в действительности никогда в чистом виде не существовало.. Кантри-блюз, на который они теперь опирались музыкально, в своё время (тремя десятилетиями ранее) был, в своей узкой нише расового рынка, модной современной музыкой, а вовсе не "священной фольклорной традицией".

Что же до "фолка", то есть молодых длинноволосых белых исполнителей песенок в "фольклорном" духе с гитарным сопровождением, то в турах American Folk Blues Festival вплоть до конца 60-х не было ни одного белого музыканта.
[User Picture]
From:homini_lupus
Date:Июль 5, 2014 05:02 pm
(Link)
Ок.
[User Picture]
From:graf_g
Date:Июль 6, 2014 03:54 pm
(Link)
Так все-таки тот "Folk Blues", который они тут показывают, — это действительно "народный блюз" или все-таки уже коммерциализированный? Если "народный", то я не очень понимаю, в чем, собственно, музыкально этот "народный блюз" противопоставлен "растленному коммерческому ритм-н-блюзу" — ну, если не считать подлинной страсти, которую выказывает Тарп? Аранжировки вот эти избыточные с электрогитарой и роялем разве не одинаковые у нее и у "коммерческих"?
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 04:31 pm
(Link)
Если коротко, то один и тот же артист, выступающий в дорогом костюме, с золотыми часами на руке, с электрогитарой и тремя духовыми в ансамбле - это плохо, растленно и коммерция, а одетый в джинсовый комбинезон, с расстроенной акустической гитарой и губной гармошкой - это традиция, народ и мудрость веков. Песни могут быть одни и те же, исполненные с одинаковой страстью и напором. Можно уступить гитару: если хорошенько спрятать усилитель, то пусть играет на электрической. Можно уступить overalls: если снять золотые часы, то пусть выходит в костюме. Но уступить гармошку vs. три дудки нельзя! Водораздел проходит по духовой секции.

В этой связи очень забавно прослеживать исчезновение духовых секций и "всплытие" акустических гитар в продукции одних и тех же артистов на, скажем, Chess. В 63-м - дудки, электричество, slick rhythm sections. В 68-м - акустика, гармоза и black porch down-home country feeling.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 04:33 pm
(Link)
Дело не в том, что "истинно народное". Просто как раз к началу 60-х действительно народный, популярный, из вернакуляра вышедший ритм-н-блюз теряет массовую аудиторию (чёрную). Чёрные переключаются на соул. Но зато белые, благодаря фолк-движению, открывают блюз - как разновидность фолка! И массы белых студентов теперь желают слышать блюз - но только в виде фолка, чтобы он соответствовал их представлениям о "народном искусстве". Зато электрический блюз наносит ответный удар - идёт в Европу, заражает молодых европейцев, и те приносят его обратно в Америку уже как рок!
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 04:36 pm
(Link)
P.S. И тут возникает "вторичный отскок" - самые что ни на есть down-home блюзмены в конце 60-х вдруг записывают "психоделические" альбомы, пытаясь заигрывать с ещё более массовой аудиторией - белыми слушателями рока. В Америке, как правило, неудачно. (Вспомним наклейку "This Is Howlin' Wolf's New Album. He Hates It".)
[User Picture]
From:palychxx
Date:Июль 6, 2014 04:48 pm
(Link)
Наверное, альбом Мадди Уотерса "Electric Mud" сюда же можно отнести? Причем, этот феномен "вторичного отскока" красноречиво ознаменован наличием кавера песенки, авторы которой - Джаггер-Ричардс.
Альбом, кстати, очень неплох, на мой взгляд.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 04:56 pm
(Link)
Сейчас он по-другому воспринимается, потому что нам эта звуковая атмосфера привычна. Поскольку тембр для рок-музыки первичное, основное средство музыкальной выразительности (для точности нужно сказать - "ритмически организованный тембр"), мы сейчас, 45 лет спустя, воспринимаем эти эксперименты как приближение к привычной нам звуковой картинке. А тогда, наоборот, они воспринимались как распад эстетики стиля, как конец света.
Это та же история, что с первыми "электрическими" альбомами Майлза - огромное количество его прежних слушателей не просто не приняли ничего, что он делал после "In A Silent Way" и особенно "Bitches Brew": они искренне и горько на него обиделись.
[User Picture]
From:graf_g
Date:Июль 6, 2014 04:48 pm
(Link)
На все три коммента ответ один, уже использованный,— "Спасибо за просвещение!". А какие-нибудь примеры психоделических альбомов down-home блюзменов можете привести?
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 04:52 pm
(Link)
Ну, сопссно, The Howlin' Wolf Album (1968).
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июль 6, 2014 05:33 am

Музыка на сегодня

(Link)
User sensati referenced to your post from Музыка на сегодня saying: [...] Оригинал взят у в Музыка на сегодня [...]
[User Picture]
From:northbeer
Date:Июль 6, 2014 11:26 am
(Link)
Лихо тетушка отжигает.
Так вот где ума - разума британцы набрались.

Спасибо. Новый для меня этап в истории блюза.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 02:16 pm
(Link)
На здоровье!

Тётушка, кстати, прелюбопытная. Пела себе про божественное и пела, была средней руки, но вполне процветающей звездой госпел. И вдруг оступилась - записала блюзовый альбом ("про низменное"). Прежняя аудитория от неё немедленно с негодованием отвернулась, а новая... так и не приняла. Хорошо, подобрали её Липпман и Рау, которым дела не было до внутренних разборок в афроамериканской среде, и стали возить её в Европу. А то вообще с голоду бы померла...
[User Picture]
From:livejournal
Date:Июль 6, 2014 11:28 am

Музыка на сегодня

(Link)
User northbeer referenced to your post from Музыка на сегодня saying: [...] Так вот где, оказывается, битлы да роллинги ума понабрались. Оригинал взят у в Музыка на сегодня [...]
[User Picture]
From:palychxx
Date:Июль 6, 2014 01:16 pm
(Link)
Шикарная тетенька!

У Джо Бойда в книжке "Белые велосипеды" красочно и с душой при эти фестивали написано.
В том числе и про концерт, запечатленный на этом видеоролике. Вроде, как его там в толпе хлопающих должно быть видно.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Июль 6, 2014 02:19 pm
(Link)
Ну, тут опять без феномена масс-медиа не обошлось. Не спродюсируй, не сними и не покажи этот концерт Granada TV, вещавшая на север Англии и Йоркшир - не было бы и всемирно-исторического значения. А так - посмотрели его тогда несколько десятков тысяч человек, и среди них были те, кому его обязательно нужно было посмотреть...
[User Picture]
From:graf_g
Date:Июль 6, 2014 03:51 pm
(Link)
Спасибо за просвещение!
Музыка на сегодня - Заметки о не вполне существенном

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Хромепага (Мошков.Нет)

Rambler's Top100

Links
Cyril Moshkow's Blog in English
Портал Jazz.Ru
Журнал "Джаз.Ру"
Фантастика Кирилла Мошкова в Библиотеке Мошкова
Купить книги Кирилла Мошкова на LitRes
Книга "Блюз. Введение в историю"
Тяжёлые редакторские будни: "Редактирую и плачу"

> Go to Top
LiveJournal.com