Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Category:

Немного do-it-yourself. Из истории электронной музыки

Был в Англии такой Джо Мик (Joe Meek, дословно "Джо Кроткий"). Родом из Глостершира, в начале 1962 года он жил в крохотной квартирке на третьем этаже над магазином кожаных изделий в Лондоне (район Айлингтон). Бывшему армейскому радарному технику и гражданскому электрику к тому моменту было уже 33 года. Он уже несколько лет работал как продюсер звукозаписей, и многие спродюсированные им на профессиональных студиях пластинки имели успех, но ещё Джо Мик очень любил экспериментировать со звукозаписью у себя дома. В квартирке у него было несколько микрофонов, простенький катушечный магнитофон, кое-какие усилители для гитар и... клавиолин - небольшой ламповый (!) клавишный инструмент, дававший хрипучий одноголосый электронный звук. Это был один из первых в мире коммерческих (т.е. продававшихся в магазинах, а не изготовленных в единственном числе по заказу) электронных музыкальных инструментов, предшественник аналоговых синтезаторов.

Там, в этой квартирке, Джо Мик записывал много собственной музыки. Хозяевам квартиры, жившим этажом ниже, не нравился шум, и они стучали шваброй в потолок; Джо впадал в ярость и клал динамики на пол, чтобы шум был погромче. Сам Мик не умел играть ни на одном музыкальном инструменте и не знал нот: его музыку разучивала "с голоса" и исполняла для его экспериментальных записей группа под названием The Tornadoes. Это были, если не считать новаторского, визионерского использования множества электронных эффектов, звуков и технологий записи, простенькие инструментальные пьески. Вот такие:

А потом вот эта конкретная пьеска была записана на пластинку ("сингл", маленькая грампластинка на 45 оборотов в минуту) и... продалась в количестве пяти миллионов экземпляров. Но не сама по себе. Она была на стороне B, а дело было в стороне A. Именно она стала хитом - первой в истории британской записью, попавшей на первое место в хит-параде США: именно она, а не The Beatles, до которых ещё оставалось полтора года. Простенькая инструментальная пьеска, посвящённая запуску... первого в истории американского телекоммуникационного искусственного спутника Земли.



Интересно, что когда в 1962 г. Брайан Эпстайн спросил у Мика, что именитый продюсер думает о демо-записи его никому ещё не известных подопечных из Ливерпуля, Мик посоветовал ему не тратить на них время. Подопечные назывались The Beatles. В это же время Мик подписал контракт на продюсирование одной английской группы... с условием, что они для начала выгонят своего 16-летнего вокалиста: уж очень этот вокалист ему не нравился. Вокалиста звали Род Стюарт.

Джо Мик был с молодых лет серьёзно скорбен главою: у него была паранойя. Он увлекался оккультизмом и с полной серьёзностью устанавливал магнитофоны на кладбищах, пытаясь записать "голоса с той стороны". Он был стопроцентно уверен, что лейбл Decca Records спрятал шпионские микрофоны у него под обоями квартирки над магазином, чтобы украсть у него музыкальные идеи. Денег Мик с определённого момента почти не получал: французский композитор Жан Ледрю подал против него иск, утверждая, что Мик украл у него идею пьесы "Telstar", использовав написанный Ледрю "Марш Аустерлица" (который на самом деле не был похож на пьеску Мика никоим образом). Пока разбирались - потиражные отчисления Мику не поступали. Он впал в депрессию, которая усугубляла его многочисленные ментальные проблемы, и в 1967 году в приступе ярости застрелил хозяйку своей квартиры из одноствольного охотничьего ружья, перезарядил его и застрелился сам...
Tags: про музыку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments