Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Categories:

Краткие заметки о Поднебесной Империи. III: официальный буддизм

Чего в Китае совершенно нельзя понять - это соотношения в достопримечательностях подлинного и новодельного. Кстати, это не только достопримечательностей касается. Например, китайцы в последние 20 лет взяли и восстановили двухтысячелетней давности придворную музыку, аналог японской гагаку, от которого не осталось ничего - ни записей, ни нот, ни даже описаний. Остались только картинки с изображением музыкантов, играющих на инструментах. Глядя на эти картинки, китайские музыковеды и восстановили стиль, переставший звучать двадцать веков назад. И совершенно уверены, что восстановленное ими стопроцентно аутентично. Оно теперь официально исполняется, как аутентичная музыка 2000-летней давности.
То же и с достопримечательностями.

Про монастырь Айю Ван Сы, или Храм царя Ашоки, что в 20 километрах от города Нинбо, провинция Чжэцзян - на самом востоке Китая, на оконечности большой восточной "щеки", чуть южнее гигантского мегаполиса Шанхай в устье великой Янцзы - хорошо известно, что он построен в 282 г. по р.Х. Это официальная дата его создания, и никакая другая во время экскурсии не звучит.
На самом деле в 282 г. монастырь был только основан. Первые из сохранившихся доныне зданий были построены у подножия гор Юван и Мао в начале VII в. при императоре Лян Уди; тогда же появилось и название Айю Ван Сы. Всего построек в монастырском комплексе около 600, и большая их часть была воздвигнута при последней династии, Цин - главным образом во второй половине XVII в. Вот в это - верится: самые старые виденные мной постройки именно так и выглядят. Но есть и много гораздо более более новых.
Монастырь принадлежит секте Чань. Это мистически-созерцательное направление буддийской веры, которое лучше известно западному миру под японским названием Буцу дзэн, или "дзэн-буддизм".

1

Экскурсовод ничего не говорил о социалистическом периоде истории монастыря. Мне не удалось выяснить, как именно Айю Ван Сы пережил эпоху "культурной революции", когда монастыри закрывались и разрушались, а монахов в лучшем случае отправляли "на перевоспитание в деревню" - работать на совхозных полях за миску риса в день. Известно только, что после начала периода "модернизации", т.е. после смерти Мао, коммунистическая партия приняла решение сделать монастырь официально поддерживаемым центром буддизма на территории проживания народа хань, т.е. собственно китайцев: до этого допускалось существование монастырей только в Синьцзяне, Тибете и т.п. районах проживания некитайских меньшинств, а там развита другая ветвь буддизма - ламаизм.
В результате этого решения в течение 1980-93 г. пришедший в полное небрежение монастырь был "восстановлен", что в Китае зачастую означает "построен заново с огромным количеством новоделов", и новая его часть - парадный въезд для паломников, например, мимо которого нас провезли к более скромному боковому входу - выглядит именно как постройки конца прошлого века.
Но я снимал историческое ядро монастыря Айю Ван, т.е. в основном постройки XVII в., частично основанные на более древних культовых сооружениях.
2. Естественно, каждому камешку, каждому дереву в монастыре придумана своя история, обосновывающая святость места. Вот этот водоём, в частности - это Пруд Семи Будд. Согласно буддийской мифологии, в одну "эпоху" существовал только один будда, исторически последним из которых был Шакьямуни - Будда Гаутама. Так вот в этом пруду будд купалось семеро. Каждый в свою эпоху, надо полагать.

3. В Пруду Семи Будд живут черепахи...

4. ...и, естественно, традиционные для китайских садов декоративные рыбы.

5. А вот и подлинные остатки древних строений монастыря. Судя по всему, во время ремонта 80-х годов их просто стащили в один из боковых монастырских двориков.

6. Я не знаю имён всех этих персонажей на крышах павильонов, залов и пагод монастыря Айю Ван. Но, исходя из своих любительских ориенталистских штудий 30-летней давности, могу предположить, что по крайней мере часть из них - духи-защитники, отгоняющие злые силы.

7. Следующий кадр - более общий по отношению к предыдущему: он помогает понять масштаб и расположение этих фигурок, так называемых "ян шо-у" или "дун шо-у" - принадлежности высокого "императорского" стиля в средневековой китайской архитектуре.

8. Я побывал внутри всего четырёх из нескольких десятков молельных залов монастыря. Большая часть их снабжена устрашающими изображениями будд прошлых эпох, а также прочих йидамов, бодхисаттв и дхармапал.

9. Некоторые из них, как мы видим, не чужды были и искусству игры на музыкальных инструментах, что вызвало нездоровое оживление среди моих коллег - большая часть делегатов конференции, после которой нас и вывезли из университета Нинбо на экскурсию, по профессии музыковеды.

10. Ещё одна крыша с фигурками.

11. Тут можно довольно смело предполагать XVII в., потому что эти фигурки одеты примерно по тогдашней моде.

12. Дизайн почти на всех зданиях повторяется, но каждая из отдельно взятых фигурок уникальна и неповторима.

13. А вот и монах. Снимать их, в общем-то, нельзя; я снимал, что называется, "от бедра", исподтишка. Прости, братишка.

14. Вообще говоря, меня в этом месте почему-то именно крыши особенно заворожили. Вероятно, потому, что в нашей культуре им нет аналогов.

15. Каждое здание отличается своим, отдельным, неповторимым декором.

16. А ещё раз полезешь - вообще как дам по башка, совсем мёртвый будешь, как бы говорит нам этот защитник всего доброго от всего злого.

17. Он стоит на крыше центрального святилища монастыря - Зала Ступы, где под четырёхугольным балдахином находится небольшая семиступенчатая каменная ступа, внутри которой скрыта шарира - буддийская святыня, представляющая собой небольшой фрагмент кристалла или полудрагоценного камня. Считается, что в такие кристаллы превратились кости Будды Гаутамы, когда его кремировали на костре. Данная конкретная шарира якобы представляет собой часть теменной кости Шакьямуни.

18. Крыша этой незаурядной постройки отличается особенным великолепием.

19. Но если заглянуть в соседние проходы и коридоры, открываются куда более прозаические строения. Мирно висящие на галерее плечики для сушки монашеских одеяний как бы говорят нам, что в этом здании находятся жилые кельи.

20. Потом нас привели в личные молельные помещения настоятеля. Настоятель, сказали нам, вообще-то ужасно занят, он погружён в традиции и глубины дзэнской философии, но ради трёх десятков музыковедов, так и быть, проведёт специальную проповедь. Музыковедов выстроили вот перед этим Шакьямуни.

21. Дали им в руки свечки и велели поклоняться. Ну, что: и китайские коллеги, часть из которых - члены крупнейшей в мире коммунистической партии, и их атеистические либеральные гости из Западной Европы, США и Новой Зеландии поклонились идолу, как миленькие, да ещё и с радостью. Настоятель сердитым тонким голосом затеял проповедь, а ваш покорный слуга пошёл оттуда потихоньку - поклоняться идолу я, естественно, не собирался. Заодно сфотографировал случайно оказавшийся открытым офис просвещённого настоятеля, где он, видимо, погружается в философские глубины и настойчиво добивается просветления.

22. Спустился вот по этой лестнице, по которой перед этим все поднимались в покои настоятеля...

23. Тут выяснилось, что одновременно со мной с поклонения идолу сбежала одна китайская коллега. По-английски она почти не говорила. Зато выяснилось, что она знает несколько понятных нам обоим арабских слов, и выяснилось, почему. "Муслим", показала она на себя пальцем, потом показала пальцем туда, откуда мы сбежали, гневно нахмурилась и выразительно покрутила головой. "Масихи", показал я на себя пальцем. Она закивала. "Ахль аль-Китаб", показала она пальцем на нас обоих по очереди. "Аминь", заключил я. "Омин", радостно ответила китайская коллега. И на сией экуменической ноте я пошёл фотографировать вот этот замечательный вид.

24. А вы тоже, как и я, думали, что яркие, пышные и изящные цветы в традиционной китайской живописи - плод воображения нецивилизованных антиреалистических художников из числа угнетённых народов?

25. Что удивляет и веселит в монастыре Айю Ван - это постоянные вкрапления современного ширпотреба в мистически-возвышенный образный строй монашеского бытия.

26. Или вот так, например. Как говорится, найдите, что на этой картинке лишнее.

27. Некоторые визуальные элементы, впрочем, хоть сейчас переводи в графику "как есть" - и будет классический дзэнский пейзаж.

28. Видную издалека крышу Зала Ступы, покрытую царственно-жёлтой глазурью (жёлтый был в Китае императорским цветом), украшают совсем уж экзотические защитники: например, боевые белые слонятки...

29. ...и боевые красные пекинесы.

30. Бронзой и медью покрыты жертвенные курительницы во дворике перед Залом Ступы.

31. Солнечные диски с глазами и демоны с ручными гранатами охраняют её глазированную крышу.

32. А поскольку одна из центральных тем буддизма - это беспрестанное всматривание вглубь себя, самосозерцание, то понятно, что в центре этой столь важной крыши установлено окружённое символическими языками огня... зеркало. Впрочем, тут есть ещё одна хитрость: зеркало это смотрит на юго-восток и, следовательно, при утреннем наплыве паломников отражает солнце.

33. Вот тут видно это зеркало на общем плане - на самом коньке крыши.

34. Почти все будды в залах монастыря украшены хорошо знакомым нам знаком. Но здесь он имеет другое значение. Это иероглиф, в путунхуа он читается "ван" и означает "вечность".

35. Во внутренних двориках монастыря - тишина, только поют птицы.

Впрочем, давайте посмотрим эту тишину на видео. Не бойтесь, там всего 69 секунд.

36. В курительницах возжигаются очень пахучие благовония - далёкие родственники тех "ароматических палочек", которыми торгуют в Европе в "эзотерических лавках".

37. В монастырь беспрестанно прибывают дзэнские паломники из Китая и Японии - и они, конечно, первым делом тоже возжигают благовония.

38. А вот из-за крыш показалась центральная пагода монастырского комплекса. Это тоже XVII век.

39. Направляясь туда, прохожу мимо очередного монаха или послушника (кто его разберёт), выполняющего дневные послушания, и исподтишка снимаю дедушку.

40. Работа у дедушки медитативная, самосозерцательная, что уж там.

41. По дороге к пагоде нужно длинным проходом между белых стен миновать бамбуковую рощу на склоне горы...

42....и вот она - семиступенчатая пагода.

43. Вокруг её подножия (в кадре слева) стоят аккуратные домики - не добился информации, кто в них живёт. Наша экскурсовод по-английски говорила, мягко говоря, плохо. Хуже неё говорили по-английски говорили только многочисленные нищие попрошайки у входа в монастырь, которые, суя под нос приехавшим свои не весьма чистые ладони, беспрестанно повторяли "окей, окей".

44. Тем временем коллеги общаются друг с другом и с монахами. Здоровенный послушник с явными признаками синдрома Дауна на челе оказался совершенно очарован впервые увиденным им чёрным человеком - нашим коллегой-музыковедом родом с Тринидада, живущим в Канаде - и никак не мог от него оторваться.

45. Я же, в свою очередь, не могу оторваться от этих крыш, крытых позеленевшей медью. Каждая деталь визуально замечательна.

46. Особенно мне нравятся колокола под каждым углом крыши. От ветра они тихонько позванивают.

47. Январь, но среди отсекающих холодные ветра гор и стен уже что-то цветёт.

48. Два натюрморта из монашеской жизни. Судя по всему, дзэн - суровое мировоззрение.

49. Очень суровое.

50. Но нам-то чего печалиться? Особенно если китайские коллеги любезно предлагают тут же тебя и щёлкнуть на память. Спасибо умненькой Чжан Йию, аспирантке университета Гуанчжоу, за вовремя нажатую кнопку. А вам - за то, что досмотрели до конца! Кстати, если действительно досмотрели - не соблаговолите ли поставить в комментах значок * ? ;-)
Tags: визуальное, приехано
Subscribe

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…