Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Categories:

Визуальное. Амстердам

Поскольку общественно-производственных функций у вашего покорного слуги полным-полно, а времени - не так чтобы очень, я бессовестным образом забываю делиться с вами всякими путешественными визуальными впечатлениями. Ездил я в минувшем году много (пожалуй, едва ли не больше всего в жизни за отдельно взятый год), а показать успел мало - подумаешь, всего только Берген (Норвегия), Волгу близ Ярославля, Осло, воды и горы Норвегии, возродившийся из пепла норвежский город Олесунн, германский вольный город Бремен и пару больших кусков визуального отчёта о путешествии в Китай: раз, два. Недоложенными вам остаются пока Штутгарт, Шварцвальд, северная Швейцария с Райнфальским водопадом и Белград.

Начинаю отдавать долги. Сегодня будет у нас город Амстердам, посещённый мною многогрешным в начале сентября прошлого года с целью участвовать там в международной джазологической конференции. Традиционно призываю ненавистников визуальных фотографических картинок пост этот промотать, остальных же приглашаю за кат - смотреть ещё тридцать две фотографии с краткими пояснениями...


Ни Королевство Нидерланды в целом, ни провинция Северная Голландия, где находится крупнейший город страны, ни собственно Амстердам не принадлежат к числу древних земель Европы. Королевству вообще всего двести лет - оно возникло на обломках наполеоновской империи. (Кстати, хороший тон - не называть Нидерланды Голландией: на самом деле из 12 провинций нынешних Нидерландов только две - собственно Голландия, соответственно Южная и Северная). С 1581 по 1795 теперешние Нидерланды именовались Республикой Семи Объединённых Нижних Земель ("Nederlanden" как раз и значит "Нижние Земли") и представляли собой, по современной политической теории, "автократическую республиканскую конфедерацию" под властью штатгальтера - это не разновидность бюстгальтера, а глава исполнительной власти и вооружённых сил (по-голландски - стадхаудер) - и второго (а иногда и первого) по значимости лица страны, великого пенсионария (!). Ещё раньше Нижние Земли были владением испанской короны, ну а двигаясь дальше вглубь веков, мы погружаемся в мешанину герцогств, княжеств, графств и епископий Священной Римской империи Германской нации, территории которых всё время менялись, объединялись, поглощали друг друга и распадались - и так вплоть до германоязычного Фризского королевства VII века, наследовавшего римской провинции Германия Инфериор (Нижняя Германия), ещё раньше бывшей частью провинции Галлия Бельгика.

Амстердаму при этом, как ни растягивай его историю, всего чуть больше семи столетий: в 1275 году на реке Амстель, чтобы защитить округу от постоянных наводнений, построили дамбу (dam), и в хрониках тогдашнего Графства Голландия впервые появилось название деревни Амстельредамме. В 1306 г. разросшееся поселение получило статус города, и только в 1327 г. его название приняло почти современную форму - Aemsterdam.
Когда Нижние Земли начали Восьмидесятилетнюю войну за независимость от испанского короля, началось и процветание Амстердама. Вождь голландцев - штатгальтер Голландии, Зеландии и Утрехта Вильгельм I Оранский (Молчаливый) - установил в городе режим невиданной ещё в Европе религиозной и экономической свободы, и в Амстердам хлынули испанские и португальские евреи, которые привезли с собой передовую технику огранки алмазов, лучшие ремесленники из захваченного испанцами Антверпена, самые искусные в Европе типографы-печатники из Фландрии, протестанты-гугеноты из Франции - и к началу XVII столетия Амстердам стал самым богатым городом всей Европы. Здесь были самые лучшие мастера, самые продвинутые учёные, самый высокий уровень жизни, мощное кораблестроение, но самое главное - много-много денег. Сам Питер, плотник заандамский - его царское величество Пётр Алексеевич Романов - жил и учился ремёслам и наукам в Амстердаме периода его "золотого века". Нынешний центр Амстердама в основном в тот период - XVII-XVIII века - и выстроен.
Впрочем, мы с вами прибываем из аэропорта Схипхол на центральный вокзал, Amsterdam Centraal, а он построен гораздо позже: официальное открытие состоялось осенью 1889 г.

Тут я должен пояснить некоторые забавные обстоятельства. С поездкой в Амстердам у меня окончательно решилось всего за месяц до неё. К этому моменту добыть в городе сколько-нибудь приличное место в гостинице (учитывая, что начало сентября здесь - пик туристического сезона!) за сколько-нибудь вменяемые деньги было уже нереально. И вдруг бах! - вижу комнату в центре всего за 70 евро за ночь. Хватаю! Бронирую! - и только потом выясняю, что взял комнату в однозвёздочном (!) мини-отеле над баром в самом сердце пресловутого квартала красных фонарей.
Вот он, отель Torenzicht - овальная жёлто-розовая вывеска. Окно прямо над вывеской - моё.

Система такая. Никакого ресепшена в этом "отеле" нет, но есть бармен. При заселении бармен выдаёт тебе электронный ключ, который открывает комнату (узкий длинный пенал: шкаф, умывальник, один стул и плоская твёрдая кровать, впрочем - всё это вполне гигиеничное). Но для того, чтобы при возвращении в отель после всех мероприятий конференции (то есть уже около полуночи!) попасть в комнату, нужно а) войти в бар, откуда валят на улицу плотные клубы дыма (не табачного!), и, не отвлекаясь на крошечную сцену в конце бара, где задорно размахивают спортивными сиськами две атлетичные девахи, б) от дверей над головами посетителей показать бармену ключ от комнаты, после чего бармен в) одобрительно кивает тебе, показывает большой палец и нажимает некую кнопку, отчего г) над головой у тебя лязгает электромеханический замок, и ты д) стремительно лезешь вверх по очень крутой и очень узкой лестнице, пока замок не заблокировался, а затем е) взлезаешь ещё на два пролёта такой же крутизны, после чего попадаешь в узенький коридорчик, откуда несколько дверей ведут в жилые комнаты, а также в общий для всех туалет и общий для всех душ (опять же - вполне гигиеничные, особенно если заранее озаботиться иметь с собой резиновые шлёпанцы).
Окно - одинарное, не вполне плотно закрывающееся - выходит прямо на один из многочисленных каналов, прорытых в XVII веке. Вот вид из окна (на противоположном берегу видна та самая крошечная голубая машинка, задний левый верхний угол кузова которой присутствует на предыдущем кадре).

Всё это при утреннем свете вполне мирное и уютное, но ночью тут по первым этажам сплошняком сияют пресловутые красные фонари, за стеклянными витринами призывно изгибаются работницы сексуального труда (фотографировать их нельзя, да и не больно-то и хотелось), но самое главное - по узким тротуарам вдоль каналов сплошной массой, галдя в сотни глоток, движутся тысячи туристов, преимущественно - по брови налитых пивом, шумных и непредсказуемых британских подростков, которые пришли не воспользоваться услугами рекомых выше работниц, а подсмотреть, как это пойдут делать другие, более смелые (и обеспеченные). Нет, эту картину я не снимал, оставляю её вашему воображению.
А днём - солидно, буржуазно, уютно, надёжно, исторично.

Обратите внимание на сохранившиеся с XVII-XVIII веков балки с крюками под крышей зданий. Дело в том, что здания эти в те далёкие дни занимали в основном купцы. Жили они на нижних этажах, а товары хранили, из соображений вящей сохранности, наверху - зачастую прямо на чердаках. И вот эти балки с крюком, тросом и блоком служили подъёмниками: товары с ошвартованной у дома плоскодонной баржи поднимали прямо на склад, исключая промежуточную перевалку груза.

Поднимать товары можно было и с телег на узеньких улицах исторического центра, вот как на улице Зедек:

Вообще говоря, "квартал красных фонарей" - это достаточно небольшое пространство внутри бывших городских валов, отчего он официально и называется "Валы", De Wallen. Определить, где он начинается и где кончается, несложно: как только ты перестаёшь видеть характерные окна-витрины, освещаемые красным неоновым светом, и кругом пропадают грозные надписи "фотографировать не разрешается" - значит, район легальной проституции кончился, и начался "просто" исторический центр. Вот как здесь: если присмотреться к этому Косому переулку (правда, напоминает Diagon Alley, как его увидели художники фильмов о Гарри Поттере?), то справа виднеются еле тлеющие при дневном свете красно-розовые люминисцентные трубки - так вот это оно самое, берлога одной из нескольких сотен лицензированных и зарегистрированных "работниц сексуального труда". А дальше - уже "просто" город.

И далеко не все кварталы вокруг старинных каналов (de Grachten) - "нехорошие":

Днём на каналах так и совсем мило.

Или вот так.

Ну или так.

Каналы с громкими именами (Господский, Принцев, Императорский), прокладка которых завершилась к 1659 году, живописно упираются в кафедральный католический собор Амстердама - Базилику св. Николая (de Sint Nicolaasbasiliek, 1887).

На некоторых каналах сохранилась средневековая инфраструктура - например, ручные шлюзы:

Но ещё более живописная, чем Базилика, постройка - De Oude Kerk, Старая Кирха. Она была освящена как католический храм во имя св. угодника и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, в 1306 г., что делает её старейшим зданием в Амстердаме.

Впрочем, то, что мы видим - результат целого ряда позднейших перестроек и ремонтов. Нынешние формы здание приняло в 1460 г., в 1566 в городе грянули беспорядки, собор неоднократно оскверняли, уродовали и грабили - и только к 1571 г. в очередной раз привели в порядок.

В те же годы разразилась Реформация, и здание захватили кальвинисты. С 1578 г. кирха принадлежит Нидерландской Реформированной церкви, в 2004 г. влившейся в единую Протестантскую церковь Нидерландов.

Тем не менее, прихожанином кирхи был Рембрандт, здесь похоронена его жена Саския, а также примерно десять тысяч других граждан города.

Наслоения эпох отчётливо видны на всех фасадах Старой Кирхи.

Протестантские службы идут в кирхе и сейчас, но ещё здесь проводят концерты (в кирхе, говорят, благодаря уникальному деревянному потолку наличествует удивительная акустика), а в свободные часы сдают помещение под приёмы, собрания и званые обеды.

Учитывая, что алтарной частью кирха упирается точно в квартал красных фонарей, и вечерами у её стен "работницы сексуального труда" (нет, это не шутка, это официальный термин!) продают себя, ощущения это строение вызывает смешанные. Идеальный символ Вавилона, города крепкого, если хотите. А ещё у стен Старой Кирхи бродит - или лениво валяется на старинных каменных плитах тротуара - сам Хозяин. Вот он.

Конечно, в Вавилоне были и свои благотворители. Например, Алида Боссхардт по прозвищу "Майор Боссхардт" была первым христианским благотворителем, кто ещё в 1960-е, в разгар сексуальной революции, начал работать среди "работниц сексуального труда", пытаясь всячески облегчить их участь. Правда, мне неизвестно, чтобы они в результате бросали свой тяжёлый труд (ну, может, я просто плохо узнавал), но участь их Майор Боссхардт, видная деятельница нидерландской Армии Спасения, всё же облегчала, за что и была удостоена памятника прямо в районе Валов, на набережной Oudezijds Voorburgwal.
Сигаретка во рту - не замысел скульптора, а проявление креативности посетителей нехорошего квартала, которые таким образом стремятся облегчить участь уже самой Майора (ну, согласно своему разумению, конечно).

Впрочем, историческим центром в пределах Валов город Амстердам не исчерпывается - только в пределах старого города живёт больше восьмисот тысяч человек, а Большой Амстердам вмещает почти три миллиона. За пределами центра город очень разный.

Есть и такой, например, Амстердам. Это EYE - Музей Кино в новой части города, на широком озере, которое носит замечательное название IJ (так и пишется - это не две буквы, а одна!) - произносится "Эй".

Вот он, "Ай" - с противоположного берега Эй, через которое (которую?) туда-сюда плавает бесплатный паром. Сверкающее рекламами здание справа - бывший исследовательский центр нефтяной корпорации Royal Dutch Shell (архитектор Артур Стааль, 1971), который сейчас перестраивают в 29-этажный офисно-развлекательный центр A'DAM Toren ("А-дам" - популярное сокращение имени города, а "Торен" - это "башня").

А вот вид от "Ай" через Эй на Амстердам: длинная крыша, на которой читается название города - это часть комплекса платформ вокзала Амстердам-центральный, который мы с вами видели в начале этого рассказа с противоположной, парадной стороны.

Многочисленные пути вокзала у Эй сливаются в магистраль, которая на высокой эстакаде идёт вдоль ряда современных зданий из бетона, стекла и стали (в левой части следующего кадра). Одно из этих зданий - Консерватория Амстердама, куда я, собственно, и приезжал (за стеклом видны постеры конференции, в которой я участвовал - "Джаз поверх границ"). Удивительно, но поездов внутри здания не слышно совсем.

Там, за одним из рукавов Эй, находится огромный комплекс концертных залов, часть которого - это своего рода джазовая Мекка не только Амстердама, но и всех Нидерландов, знаменитый Bimhuis. Спокойно, ша! Это читается "Бимхаус". Там каждый вечер играет кто-нибудь очень интересный и важный - музыканты со всего мира: американцы, европейцы, японцы...

Учитывая, что в глубоких водах Эй часто отстаиваются зашедшие сюда системой каналов круизные суда, то иногда в этом районе можно увидеть фантастические сочетания транспортных средств:

Вообще говоря, главный транспорт в Амстердаме - это велосипед.

У каждого общественного здания есть огромные велосипедные стоянки, надземные и подземные, а вдоль каждой улицы идёт велополоса - и не по тротуару, как в Германии, а выделенной полосой по проезжей части. Будете переходить - учитывайте, что амстердамские велосипедисты на такую мелочь, как пешеходы, не останавливаются (в отличие от водителей автомобилей).
Ну, а мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и распрощаться с Амстердамом. Если, паче чаяния, вы досмотрели до этого места - не откажите в любезности поставить в комментариях значок *. Спасибо!
Tags: визуальное, приехано
Subscribe

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments