Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Category:

Два номера к Дню Российского джаза

Официально сегодня только Международный День музыки.
Неофициально же сегодня - День Российского джаза, потому что именно 1 октября 1922 года в Москве впервые состоялся джазовый концерт - выступал «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха». Этот оркестр никогда не был записан на пластинку или снят на плёнку, увы.
Первую запись советского джаза от ранних опытов Валентина Парнаха отделяет шесть лет. Характерно, что советские джазмены играют в ней пьесу американского автора Винсента Юманса "Аллилуйя". Эта пластинка АМА-джаза п/у пианиста Александра Цфасмана (1928) имела такой резонанс в Москве, что вдохновила Михаила Булгакова на эпизод с "джазом" на балу у сатаны в романе "Мастер и Маргарита" (вспомните, что именно играет там этот "джаз"!). Из перспективы восьми с лишним десятилетий отнесёмся и мы со снисхождением к ученическим опытам московских пионеров джаза. Без них было бы иным послевоенное поколение "вторых первопроходцев", которых воспитывал-то Уиллис Коновер на радиоволнах "Голоса Америки", а вот первые "халтуры" многим из них давали играть старые лабухи, прошедшие довоенные "джаз-банды" и пережившие почти десятилетнюю "эпоху разгибания саксофонов" в 1940-50-е гг.

Запись, что характерно, ещё "механическая", сделанная прямо на пластинку через большой жестяной рупор. В США "механических" записей к тому моменту уже три года не делали - перешли на "электрическую" технологию с микрофонами...
И ещё интересный момент: вместо цитат из "Мессии" Георга Фридриха Генделя, которые использовались в западных версиях пьесы Юманса, в аранжировке Цфасмана сделаны толстые намёки на литургическую музыку православной церкви!

И ещё одна историческая запись, на сей раз мая 1939 г.: оркестр всё того же пианиста Александра Цфасмана играет свою версию номера, который появился в 1923 г. в США как песенка на идиш под названием "Ой Иосель, Иосель". Впоследствии Сэмми Кан написал на мелодию Самуила Штейнберга и Нелли Кашман английский текст, и в 30-е гг. в аранжировке Сола Чаплина это был модный фокстрот "Joseph Joseph". У Цфасмана (аранжировка его собственная, но основана она на оригинале Чаплина) номер называется просто "Джозеф" и показывает, что к этому времени в Москве был уже целый ряд солистов (к сожалению, имена инструменталистов в этой записи мне ещё предстоит выяснить), владевших джазовой фразировкой и интонацией.
Увы, имеющаяся в ютьюбе оцифровка записи - довольно низкого качества, с громким рёвом мотора проигрывателя. Найду лучше - отдельно вывешу.

Tags: про музыку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments