?

Log in

No account? Create an account

Октябрь 1, 2015


Previous Entry Поделиться Next Entry
04:23 pm - Два номера к Дню Российского джаза
Официально сегодня только Международный День музыки.
Неофициально же сегодня - День Российского джаза, потому что именно 1 октября 1922 года в Москве впервые состоялся джазовый концерт - выступал «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха». Этот оркестр никогда не был записан на пластинку или снят на плёнку, увы.
Первую запись советского джаза от ранних опытов Валентина Парнаха отделяет шесть лет. Характерно, что советские джазмены играют в ней пьесу американского автора Винсента Юманса "Аллилуйя". Эта пластинка АМА-джаза п/у пианиста Александра Цфасмана (1928) имела такой резонанс в Москве, что вдохновила Михаила Булгакова на эпизод с "джазом" на балу у сатаны в романе "Мастер и Маргарита" (вспомните, что именно играет там этот "джаз"!). Из перспективы восьми с лишним десятилетий отнесёмся и мы со снисхождением к ученическим опытам московских пионеров джаза. Без них было бы иным послевоенное поколение "вторых первопроходцев", которых воспитывал-то Уиллис Коновер на радиоволнах "Голоса Америки", а вот первые "халтуры" многим из них давали играть старые лабухи, прошедшие довоенные "джаз-банды" и пережившие почти десятилетнюю "эпоху разгибания саксофонов" в 1940-50-е гг.

Запись, что характерно, ещё "механическая", сделанная прямо на пластинку через большой жестяной рупор. В США "механических" записей к тому моменту уже три года не делали - перешли на "электрическую" технологию с микрофонами...
И ещё интересный момент: вместо цитат из "Мессии" Георга Фридриха Генделя, которые использовались в западных версиях пьесы Юманса, в аранжировке Цфасмана сделаны толстые намёки на литургическую музыку православной церкви!

И ещё одна историческая запись, на сей раз мая 1939 г.: оркестр всё того же пианиста Александра Цфасмана играет свою версию номера, который появился в 1923 г. в США как песенка на идиш под названием "Ой Иосель, Иосель". Впоследствии Сэмми Кан написал на мелодию Самуила Штейнберга и Нелли Кашман английский текст, и в 30-е гг. в аранжировке Сола Чаплина это был модный фокстрот "Joseph Joseph". У Цфасмана (аранжировка его собственная, но основана она на оригинале Чаплина) номер называется просто "Джозеф" и показывает, что к этому времени в Москве был уже целый ряд солистов (к сожалению, имена инструменталистов в этой записи мне ещё предстоит выяснить), владевших джазовой фразировкой и интонацией.
Увы, имеющаяся в ютьюбе оцифровка записи - довольно низкого качества, с громким рёвом мотора проигрывателя. Найду лучше - отдельно вывешу.


(6 бодрых выступлений | Бодро выступить)

Comments:


[User Picture]
From:genyur
Date:Октябрь 1, 2015 04:47 pm
(Link)
А Цфасман - господин, стоящий между Александровым и Шостаковичем?
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Октябрь 1, 2015 04:54 pm
(Link)
На картинке, подложенной под видео - да. Это фото начала 50-х, как я понимаю.
[User Picture]
From:genyur
Date:Октябрь 1, 2015 04:56 pm
(Link)
А не раньше? Эраст Гарин молодо выглядит. Ну мне так кажется.
[User Picture]
From:wolk_off
Date:Октябрь 1, 2015 06:09 pm
(Link)
Проверил. 1949.
[User Picture]
From:demyan
Date:Октябрь 1, 2015 07:22 pm
(Link)
спасибо, Джозеф классная вещь!
[User Picture]
From:cob_alt
Date:Октябрь 2, 2015 06:26 am
(Link)
Играют классно! Если снять временами смешной свинг и грув (временами ,однако , нет), то звучит высокопрофессионально ; а скрипач как раз очень джазовый .
Два номера к Дню Российского джаза - Заметки о не вполне существенном

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Хромепага (Мошков.Нет)

Rambler's Top100

Links
Cyril Moshkow's Blog in English
Портал Jazz.Ru
Журнал "Джаз.Ру"
Фантастика Кирилла Мошкова в Библиотеке Мошкова
Купить книги Кирилла Мошкова на LitRes
Книга "Блюз. Введение в историю"
Тяжёлые редакторские будни: "Редактирую и плачу"

> Go to Top
LiveJournal.com