Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Categories:

Япония. Часть 7. Николай-До

Начало: День I. Предыстория: в небесах, Часть 2: Асакуса, Часть 3. Ночное небо Токио, Япония. Часть 4. Императорский дворец, Часть 5. Традиционные музыкальные инструменты и Часть 6. Рельсы.
У нас, мракобесов... вы же помните, что я мракобес? Если вы этого не знали, я на всякий случай вам это напоминаю, чтоб потом не было лишних разочарований. (Кому православное мракобесие неприятно, смело пропускайте этот пост, т.к. это сейчас будет ну типичный мракобесия псто).
Так вот, у нас, мракобесов, сегодня праздник - Крещение Господне. И в честь нашего мракобесного праздника я сегодня продолжаю серию картинок из Японии походом в Николай-До, или, как произносят японцы, у которых нет в языке звука "л" - Никорай-до, ニコライ堂, Собор Воскресения Христова, кафедральный собор Японской православной церкви.

Японской православной церкви? Да.

Летом 1861 г. в японский город Хакодатэ на острове Хоккайдо прибыл 25-летний юноша Иван Касаткин, сын сельского дьячка, уроженец Смоленской губернии (по нынешнему территориальному устроению его родная деревня числится на юге Тверской области, это западнее Ржева). Всего чуть больше года назад он был рукоположен в священнослужители Православной церкви и принял монашеский постриг с именем Николай.

Семь лет будущий святитель Николай занимался только изучением языка, культуры и книжной учёности Японии. Поскольку обучение его началось в Хакодатэ, то до конца жизни он говорил на диалекте Хоккайдо, что придавало ему в глазах столичных японцев некий северный, былинный шарм. Кроме того, он блестяще изучил бунго - "высокий штиль" японского языка, его "старорежимную" письменную форму, на которой до 1945 г. в Японии составляли все документы, писали всю научную и часть художественной литературы. Настолько блестяще, что за 50 лет своего служения в Японии перевёл, в сотрудничестве с японским редактором Павлом Накаи, на бунго почти всё Св. Писание (все задействованные в богослужении книги Ветхого и Нового Завета) и богослужебные тексты, сделав бунго церковным языком японского православия - своеобразным японским аналогом церковнославянского языка.

Ещё в период обучения молодого русского монаха японскому языку, в 1865 г., к нему явился синтоистский жрец Савабэ Такума, до занятия должности каннуси (синтоистского жреца) в Хакодатэ бывший самураем по имени Ямамото Кадзума. Имя он, женившись на дочери старого каннуси, сменил, спасаясь от полицейского преследования: этот молодой и рьяный ронин - самурай без службы - исповедовал идеи движения Сонно Дзёи ("да здравствует император, долой варваров"). Он принёс с собой меч и заявил русскому священнику, что пришёл его убить. О. Николай вступил с ним в разговор... Долго ли, коротко ли, а через три года, в 1868 г. в числе первых трёх японцев Савабэ принял от о. Николая крещение под именем Павел, и в 1875 г. стал первым православным священником японского происхождения.
О. Павел Савабэ посетил Токио и обнаружил, что перспективы для миссионерского служения открываются достаточно благоприятные. С его помощью Николай, возведённый во время поездки в Россию в 1870 г. в высокий монашеский чин архимандрита, смог в 1871-м купить в Токио участок земли в предместье Суругадай на крутом холме близ речки Канда и начать на нём возведение православного храма.
Храм построил на холме Суругадай японский инженер Нагасато Тайскэ по проекту петербургского зодчего Михаила Щурупова и жившего в Токио британского архитектора Джосайи Кондера в течение 1880-х, когда Николай уже был во время второй (и последней в своей жизни) поездки в Россию возведён в епископский сан. Освятили постройку в 1891 г. во имя Воскресения Христова, и с тех пор Воскресенский храм стал кафедральным собором Православной церкви в Японии.

Николай, архиепископ Японский, отошёл ко Господу в 1912 году. Будучи при жизни человеком большого юмора, на смертном одре он, улыбаясь, говорил своим помощникам - "Не забудьте написать в некрологе: он-де страдал". А страдал святитель сильно - у него развилась сердечная астма, приступы удушья при сердечной недостаточности.
Хоронили его с большой торжественностью. Сам император Мэйдзи, которому оставалось жить всего пять месяцев, дал позволение захоронить православного архиепископа на кладбище Янака в районе Уэно и прислал венок с лаконичной надписью "Высочайшая милость". Такой чести удостаивались в Японии совсем немногие иностранцы. Похоронная процессия растянулась почти на четыре километра - собственно, на всю протяжённость пути из Отяномидзу в Уэно.

Великое землетрясение 1923 г. изрядно разрушило собор. Колокольня рухнула на купол, пробив его, сгорели все деревянные части (включая иконостас), расплавились колокола и утварь. Но срочно собравшийся собор японских православных постановил - храм восстановить. И уже к Рождеству 1929 года он был отстроен архитектором Окада Синъити (с уменьшенной колокольней и менее сложным куполом) и заново освящён.
А на Пасху 1970 г. Русская Православная Церковь прославила владыку Николая в лике святых с именованием "равноапостольный".
С марта 1972 г. Воскресенский собор (復活大聖堂, Фуккацу дайсэйдо), именуемый в народе просто "Никорай-до" (Николаев собор), имеет статус кафедрального собора автономной Японской православной церкви.

Давно уже не высится собор в небе Токио, доминируя даже над императорским дворцом: район Отяномидзу, где он выстроен, в последние десятилетия застроен высотными зданиями, окружившими храм. Рядом бойкий торговый район Акихабара с магазинами электроники, рядом улица Ясукуни-дори с множеством великолепных книжных магазинов... Но найти Никорай-До несложно. От станции городской железной дороги JR Отяномидзу (линия Тюо) или от станции токийского метро Син-Отяномидзу (линия Тиёда) нужно пройти буквально полквартала - и вот он, холм Суругадай, и на нём - Николаев Собор.

Служат в нём светло и благолепно, чудесно поют на японском (с отдельными вкраплениями знакомых возгласов "Господи, помилуй" и "Аминь"), а в иконной лавке - она устроена в отдельном здании у входа на территорию собора - работают приветливые и улыбчивые японские тётушки преклонных лет.

Память св. равноап. Николая, архиепископа Японского, совершается по юлианскому календарю 3 февраля (по новому стилю это 16 февраля, чуть менее чем через месяц).
Равноапостольный святителю Николае, церкви Японския предстателю, моли Бога о нас!
Tags: Япония, визуальное, приехано, религия
Subscribe

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…