Cyril Moshkow (wolk_off) wrote,
Cyril Moshkow
wolk_off

Categories:

Куй Сиену, пока ты в Сиене. Краткое фотопутешествие

Как показывает практика, чтобы не затягивать с фотоотчётами о путешествиях, их надо хотя бы частично делать в ходе самого путешествия. Как договаривались когда-то - те, кто читает меня многогрешнаго не ради картинок, этот пост могут промотать.
Итак, Сиена. Могущественный тосканский город средних веков, который был настолько подкошен Чёрной Смертью 1349-54 годов, потеряв четырёх из каждых пяти жителей (80% населения!), что как бы законсервировался в Средневековье, не подвергнувшись массивной перестройке в "возрожденческие" XIV-XV века и далее в Новое время. Достаточно сказать, что на центральной площади Пьяцца-дель-Кампо до сих пор лежит кирпичная мостовая, положенная в 1349 г.
Итак, Сиена. Когда-то это была северо-западная часть внешней стены города - до последнего поражения независимой Республики Сиена от флорентийцев и испанцев в середине XVI в.


Визуальный символ Сиены - конечно, Пьяцца-дель-Кампо, одна из самых известных средневековых площадей Европы, увенчанная Торре-дель-Манджа - третьей по высоте светской (не церковной) башней в Италии (высота 88 м), построенной в 1338-1348 гг. и примыкающей к Палаццо Пубблико - зданию городской ратуши.

Напротив ратуши на площади имеет место Фонте-Гайя - фонтан, вода для которого поступает по сложной системе труб, точное расположение которых утрачено. Говорят, что вода проходит 25 км, прежде чем попасть в фонтан - в средние века ничуть не декоративный: это был общественный источник воды для повседневных нужд сиенских горожан. Сам водовод был закончен в 1342, а нынешний вид обрёл в 1419, когда вокруг него построили вот эти декоративные мраморные панели. За века они пришли в небрежение, и в 1858 скульптор Тито Сарокки заменил их точными копиями первоначальных работ XV века. Впрочем, голуби усердно работают над химическим разрушением и этих копий тоже.

Мостовая Пьяцца-дель-Кампо была, как я уже доложил, уложена в 1349 г. Площадь представляет собой своего рода котлован между склонами двух холмов, и кирпичи уложены девятью секторами разного оттенка, сходящимися возле башни Манджа.

Гордая верхушка башни надстроена. Самая верхняя часть, Капелла-ди-Пьяцца - это часовня, воздвигнутая на огромной высоте в 1352 г. в честь Девы Марии по обету тех сиенцев, кто пережил Чёрную Смерть (а пережил её только один сиенец из пяти, как я уже доложил). На вершине часовни установлен колокол, и первым его звонарём был назначен некто Джованни ди Бальдуккьо, по прозвищу Манджагваданьи ("Пожиратель прибытков") - считается, что он очень много тратил на еду, т.к. любил покушать. Отсюда и название башни, Торре-дель-Манджа - "Башня Пожирателя".

Поворачиваю на запад, выходя с площади...

И утыкаюсь в толпу людей, которые, кажется, фотографируют именно меня.

Но нет - конечно же, они снимают вот этот впечатляющий вид на Пьяцца-де-Кампо за моей спиной.

Сиена - это три холма, чьи гребни сходятся к Пьяцца-де-Кампо. По сторонам этих гребней средневековые улички спускаются круто вниз.

Пятнадцатый век? Шестнадцатый? В Сиене после флорентийского завоевания середины XVI века оставалось не более восьми-десяти тысяч жителей из прежних сорока. Строили мало. Так что средневековые постройки не сносили, почему центр города и сохранился почти нетронутым...


А вот на вершине третьего холма показался Дуомо ди Сиена, Сиенский собор (1262) - сверкающее белым и чёрно-зелёным мрамором романо-готическое сооружение.

Подходя к нему со стороны центральной площади, видишь только детали, углы, максимум - часть фасада.

Это, собственно, тоже вид на собор :) Он на заднем плане.

Молодёжь и туристы из Азии, туристы из Азии и молодёжь.

Гордому городу не хватало готического собора XIII в. - и в XIV-м они начали строить Дуомо Нуово, новый собор. Старый собор должен был, по плану, оказаться только скромным трансептом нового. Был выстроен фасад для нового нефа. Но в 1349 разразилась Чёрная смерть, великая эпидемия чумы середины 14-го столетия (так называемая Вторая пандемия), и новый собор так и остался недостроенным: так один фасад и стоит.

Полное название собора - Каттедрале метрополитана ди Санта Мария Ассунта, то есть собор в честь вознесения Пресвятой Девы Марии (в восточнохристианской традиции говорят не о вознесении или "взятии в Небесную славу", а об Успении, поэтому с нашей точки зрения это "собор Успения Пресвятыя Богородицы", или попросту Успенский собор.

Молодёжь и туристы, туристы и молодёжь...

Побродим ещё по кирпично-жёлтым улицам Сиены.

Лестница вдоль стены собора отполирована столетиями хождения по ней миллионов людей... А полированный мрамор - он скользкий!


Впечатляющий контраст мраморной стены собора и обычной гражданской архитектуры XIII-XIV вв.



Это Италия. Каждый квартал (контрада) имеет незримую границу, которую осеняет отдельный образ святого или Богоматери - чаще всего и не один.

Каждая контрада (район или квартал) - всего их 17 - имеет свой герб, флаг, своих лошадей на проводящихся дважды в год много сотен лет подряд Сиенских Скачках, а также собственное животное-покровителя. В контраде Истриче это дикобраз. Между прочим, здание, на котором он установлен - это домовая церковь контрады. Язычество? Нет, не слышали.

Мягкие краски заката в контраде Истриче.

Уже в темноте - мраморный фасад церкви Санта-Мария-ди-Провендзано, построенной в 1594 г. и освящённой в 1611 в честь чудотворной терракотовой иконы Девы Марии, первоначально находившейся в стене дома поблизости. Поздний ренессанс, заметно уклоняющийся в барокко.

На северо-западе от центра города стоит Фортецца Медичеа, или Медицийская крепость - то есть крепость, построенная Медичи. Сиена долго воевала с соседней Флоренцией. В 1548 г. город оказался под властью испанцев, и император Карл V повелел построить на этом месте цитадель, Читтаделла, которая должна была контролировать непокорных сиенцев. Однако сиенцы оказались настолько непокорны, что 26 июля 1552 восстали и мало того что вынесли из города испанцев, так ещё и снесли крепость Читтаделла. Вот что от неё осталось - несколько кирпичей на задворках современного здания городского суда:

Но испанцы, объединившись с флорентийцами, вернулись, и после трёх лет осады и проигранной битвы при Марчиано независимая Республика Сиена сдалась на милость победителей 21 апреля 1555 года. В 1559 бывшая союзница Сиены - Франция - подписала мир с Испанией, и Сиена подпала под власть местного союзника испанцев, флорентийского герцога Козимо I Медичи, впоследствии первого Великого герцога Тосканского. И вот он-то, жестокий и эффективный правитель, воздвиг близ руин первой Читтаделлы новую крепость, Фортецца Медичеа. Она строилась всего три года - с 1561 по 1563 г.

Со стен крепости открываются чудесные виды на холмы Тосканы.

Четыре с половиной столетия стоят эти стены.

Должен признаться: разделяя принципы японской эстетики "ваби, саби, сибуй", я больше ценю старину как она есть. Реставрация, побелка и покраска - это прекрасно, но если есть возможность видеть стены такими, как они простояли 450 лет - ничего нет для меня прекрасней.

И опять тосканские просторы...

Крепость была поставлена не для защиты Сиены. Она была поставлена для контроля над Сиеной! Что хорошо заметно до сих пор.

Прекрасный романо-готический Дуомо ди Сиена, Сиенский собор. Мы уже видели его вблизи. Вот так он выглядит с западной стороны.

Лето в Сиене как эта полынь - крепкое, стойкое и пахучее.

На бастионах крепости есть очень красивые цветники. Ими и завершим сегдняшнюю прогулку по Сиене.
Tags: Италия, визуальное, приехано
Subscribe

  • Фестиваль «Сентябрь в Тихвине-2020». Документальный фильм

    Бегал я, бегал всю жизнь от документального кино, которым занимались мой дед, отец и мать и которым занимаются мой двоюродный брат и мой сын — ан…

  • Четыре минуты Нью-Орлеана

    На видовой фильм это не тянет, там всего четыре минуты, но именно так я увидел Новый Орлеан год назад. Миссисипи, Бурбон-стрит, духовой оркестр, вот…

  • Книги о джазе. Видео

    Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments