Радио Пучеглаз

Личная нота

Я не мог не внести личную ноту в эту публикацию (см. её последний абзац - по ссылке). Но кое-что осталось за скобками и в ней. Впервые встретившись в 2013 г., мы с Джерри сразу подружились. Он регулярно звонил мне: европейский ветеран американской джазовой грамзаписи, как настоящая «старая школа», предпочитал всё обсуждать голосом, хотя вполне умел пользоваться электронной почтой. А голос у него был единственный в своём роде: как будто много лет назад он раз и навсегда был сорван - и Джерри в результате разговаривал очень громким сиплым шёпотом со звенящими обертонами... Оказалось, что у нас с ним много нового, в частности - мы с ним оба заядлые книгочеи. Уезжая из России, он увозил с собой несколько килограммов купленных здесь книг, а при личных встречах - и в Москве, и в Ярославле, и в Амстердаме, и каждый апрель в Бремене - буквально со второй минуты общения обязательно начинал рассказывать о чём-то интересном, что он только что прочёл в какой-нибудь редкой книге.
Уезжая из Амстердама осенью 2014, я получил от него щедрый подарок - полтора десятка свежих компакт-дисков его лейбла Criss Cross Jazz - и, прежде чем идти на регистрацию, провёл в аэропорту четверть часа, аккуратно вынимая из старомодных пластиковых коробочек CD и полиграфию: подарок никуда не влезал - ни в чемодан, ни в рюкзак... но я прошёл 90-е в России, так что хорошо знал, как собственными ногтями аккуратно разобрать CD jewel case и вынуть из него все-все полиграфические элементы, и для того, чтобы не потерять информацию, а ещё чтобы для сохранности при перевозке переложить ими собственно диски.
Последнюю пачку дисков Джерри подарил мне на Jazzahead!-2019, полгода назад. Я даже не все ещё успел послушать...
До встречи, старший друг мой.


1 ноября в Нидерландах ушёл из жизни известный джазовый продюсер Джерри Тикенс, глава лейбла Criss Cross Jazz. Ему было 83 года. Читаем интервью, которое владелец одной из самых ярких фирм грамзаписи современного джазового мэйнстрима дал главному редактору «Джаз.Ру» в 2013 г. для бумажной версии нашего издания (в сети воспроизводится впервые!), слушаем номера из упоминаемых Джерри альбомов прямо в тексте!

In Memoriam. Продюсер Джерри Тикенс (1935-2019), глава фирмы грамзаписи Criss Cross Jazz
2015

Воронеж. Две лекции

Обе лекции, конечно же, в рамках XXIV фестиваля «Джазовая провинция», концерты которого я веду в Воронеже 6, 7 и 8 ноября.

7 ноября, 15:00, книжный клуб «Петровский»
Кирилл Мошков. «"Русский след" в американском джазе: потаённые воздействия»


В 2019 году исполнилось 102 года с момента выпуска первой граммофонной пластинки с записью джазовой музыки. Но, конечно, джаз звучал и раньше: историки считают, что в первые годы двадцатого столетия это искусство уже родилось и развивалось в США. Конечно, американский репертуар всегда был важнейшим в джазе. Но с самого начала этот новый вид музыкального искусства сопровождали явные влияния европейской музыки — в том числе и русской. Мало того, сами тогдашние музыканты специально выделяли именно воздействие русской музыки на джаз. И воздействие это продолжалось практически всю историю джаза.
Речь не только и даже не столько о музыкантах-исполнителях родом с территории бывшей Российской империи. Нет, влияние было гораздо глубже! Музыкальные педагоги из России воспитали множество важнейших джазовых авторов и исполнителей в США. К тому же в основе джазовой педагогики и теории джазовой импровизации лежали работы не просто выходцев из России, но выпускников ведущих российских консерваторий, наследников русской музыкальной традиции. Слушаем удивительные музыкальные примеры и разбираемся в истории «русского следа» в американском джазе!

8 ноября, 15:00, факультет журналистики ВГУ
Кирилл Мошков. «Куда ушла чёрная музыка? От джаза до рэпа всего за 100 лет»


Как музыка афроамериканского меньшинства породила практически все популярные направления американской, а вслед за ней и мировой массовой музыки, как блюз стал музыкой белых слушателей, почему джазмены 21 века стремятся играть с рэперами, когда рэп появится в программах музыкальных училищ и при чём тут отмена уроков музыки: рассказывает Кирилл Мошков — главный редактор журнала «Джаз.Ру», автор книг «Индустрия джаза в Америке» и «Блюз. Введение в историю».
Радио Пучеглаз

Лекция. Архангельск

25 октября, Архангельский музыкальный колледж, в рамках фестиваля «Международные дни джаза» — лекция главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова.
Конечно, прежде всего для студентов колледжа, но если вы в Архангельске и жаждете послушать — буду рад. Начало в 14:15.
Радио Пучеглаз

Две рецензии. Срочно в номер.

1. Я уверен, многие из моих читателей пойдут 29 сентября в Дом музыки на презентацию альбома «Some Like It Jazz» — дебютной записи московского ансамбля «Лютый Бэнд», во главе которого стоит певица Анастасия Лютова. А я вот не смогу, по плану меня в этот момент и в Москве не будет. Поэтому я заранее написал рецензию на альбом Анастасии, а вам уж предоставляю порадоваться её концерту живьём (вы же пойдёте, правда?)

"...«Some Like It Jazz», если по смыслу — это вовсе не «Некоторые любят это по-джазовому». Это «Кому-то и джаз нравится»! В эпоху постмодерна, когда традиции подвергаются переосмыслению, каноны — деконструкции, а джаз — многочисленным комбинациям с другими видами музыки (джаз-фьюжн, джаз-кроссовер, джаз-фанк, поп-джаз, латин-джаз, этно-джаз, имя же им легион), смелость признать, что джаз кому-то может нравиться в своём изначальном виде — в форме джазового мэйнстрима, каноны которого окончательно сложились уже более 60 лет назад — это, на самом деле, большая художественная смелость и достойная уважения принципиальная позиция."

2. Для написания этого текста был вызван г-н Константин Волков; надеюсь, вы его знаете.
"...На извечный Главный Вопрос отечественного джаза — «можем ли мы, как американцы» — уже давно получен в целом вполне положительный ответ. Оставалось выяснить, зачем. И дебютный альбом Макара Кашицына предлагает не единственный, но зато весьма убедительный вариант ответа: затем, чтобы перестать что-то кому-то доказывать, заканчивать соревноваться с кем-то (причём, как правило, кем-то воображаемым) и наконец начать работать на единой мировой джазовой сцене в полный собственный голос..."

Радио Пучеглаз

Маякнул


Сегодня пообщались в эфире с ведущим "Маяка" Петром Фадеевым, воспроизвели на всероссийскую аудиторию фрагменты новых записей целого ряда российских джазовых музыкантов, поговорили о сегодняшнем лице джазового искусства, даже ГУДИ/Академию джаза успели упомянуть. Ведущий всё время пытался утащить меня в зону своих основных интересов, которые, как я понял, лежат в области кинематографа и телесериалов, но я старался гнуть свою линию. Можете оценить, что получилось: радиошоу можно не только послушатьскачать), но и посмотреть (часть прямого эфира Радио Маяк записывается на видео).
Радио Пучеглаз

Всё это слышно по радио

9 сентября, понедельник, 15:00 - 16:00 МСК: главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков в гостях у шоу «Культурные люди» ведущего радиостанции «Маяк» Петра Фадеева. Тема для обсуждения: «История джаза продолжается сейчас».
Слушать можно непосредственно в эфире (в Москве это 103.4 FM, в других городах частоты отличаются) или на сайте радиостанции.

Ежедневная аудитория Радио «Маяк» по России - около 5 000 000 (пяти миллионов) человек. Присоединитесь к ним и вы, хотя бы только в понедельник, 9 сентября, с трёх до четырёх по Москве!
2015

Рабочее

С этого месяца я приступил к обязанностям преподавателя истории джаза («История стилей музыкальной эстрады») в Академии джаза (Государственное училище духового искусства).
Впечатляющая задача - прямо с 4 сентября, когда я впервые встретился со студенческими группами, сформировать программу по истории джаза (и - шире - вообще массовых жанров последних 100-120 лет) сразу для трёх курсов. История стилей в этом учебном заведении теперь преподаётся в течение трёх лет - первого, второго и третьего года обучения; при этом нынешним третьекурсникам этот курс раньше не преподавали точно так же, как первым двум годам. То есть третьему курсу нужно сделать временную (на один год) очень сконцентрированную программу, второкурсникам - менее сконцентрированную, а первый курс уже получает нормальную, размеренную программу, рассчитанную на шесть семестров.

Это всё при том, что обязанностей по Центру исследования джаза и, тем более, по «Джаз.Ру», где я тружусь главным редактором уже ровно 21 год, а издателем - 15 лет... в общем, всех этих обязанностей с меня никто не снимал.
Ну, что делать - справимся и с этим!

Это вот первый курс ГУДИ, с которыми мы вчера впервые встретились.
Harnessed

Нью-Орлеан. Визуально: часть III

Ранее: часть I, часть II
И знаете что? Очерк прямо в моих руках увеличился! Будет не три, а четыре серии. Сегодня - третья. И посвящена она исключительно одной, очень небольшой, но очень важной части Нового Орлеана: его историческому центру.

Из всех районов Нью-Орлеана меньше всего и от бурных событий истории прошлого века, и от урагана Катрина пострадал Французский квартал: он рано попал под охрану, как объект исторического наследия, и до него не дошла вода, так как он расположен чуть выше других, более новых (или более бедных) районов. Французский квартал - исторический центр города, по-французски Вьё-Карэ (Vieux Carré), Старая Площадь. От одного конца Вьё-Карэ до другого - всего пара километров: с одной стороны его замыкает авеню Эспланада и здание Старого Монетного Двора, Old Mint, а с другой - Канал-стрит с трамвайной линией, за которой высятся современные здания деловой части города. Вот вид на одну из последних перед Эспланадой улиц - Казарменную, Барракc-стрит, с балкона Старого Монетного Двора: в перспективе отчётливо видны высотки Центрального делового района.

Исторически, в XVIII веке, заселение городской территории шло, естественно, от реки. Постепенно более современная застройка появлялась чуть выше по склонам берегов Миссисипи, а более низинные места заселяла беднота. Сейчас в состав Французского квартала не включается всё, что находится между Миссисипи и Декатур-стрит, потому что там практически не осталось исторической застройки: до того, как в 1870 г. Миссисипи изменила своё течение, по этой улице проходила старая насыпь - плотина от наводнений, а ниже находились склады, пакгаузы и причалы. Сейчас исторические здания есть в основном на той стороне Декатур, которая дальше от реки:

Collapse )