2019

25 лет назад

Первая запись Сводного неистребимого электрического оркестра «Секретный Ужин» без своего основателя Доброва-Доброва. Октябрь 1995. Песню ваш покорный слуга соорудил из обломков более раннего опуса с текстом Доброва, на каковые обломки я написал новый текст, полный грусти-печали, под явным влиянием архетипичной блюзовой темы поездов вообще и «Hear my train a-comin'» в частности. На бас-гитаре играю я многогрешный, на барабанах Алексей Савельев-мл. (это его самая первая студийная запись; впоследствии он играл во множестве поп-проектов, от Марины Хлебниковой до Хора Турецкого и группы Кеды). Все гитарные партии (две, кажется, или даже три) и все вокальные партии, включая отчаянные вопли голодных демонов гаки в финале, записал Яков Липкин, который все оставшиеся два года выступлений С.У. был вокалистом группы.
Город Удомля Тверской области, лето 1995
Записывали в студии «Гранд» (соседнее помещение с эфирной рубкой Радио РаКурс, где я утруждался в качестве ведущего эфира с сентября 1994 по декабрь 1997), за пультом был «Дедушка» Роберт Редникин. Я, в принципе, считаю, что мою посредственную игру на четырёхструнном электробасу за все 10 лет выступлений С.У. именно Дедушка записал наилучшим образом, как раз в этой песне.

2019

Книги о джазе. «Джаз-банд и современная музыка», 1926

Продолжаю цикл видеоподкастов «Книги о джазе»! Сегодня речь о самой первой книге о джазе, вышедшей в свет 94 года назад на русском языке. Да, самой первой в мире, судя по проведённому мной библиографическому исследованию.

Электронная версия оригинального издания книги: pdf
Радио Пучеглаз

О незаурядных

10 лет назад я написал этот текст для бумажного «Джаз.Ру», когда Эбби Линкольн ушла из жизни. Теперь мы впервые публикуем его онлайн и посвящаем 90-летию со дня рождения незаурядной джазовой певицы, актрисы и, гм... (за неимением лучшего термина) общественного деятеля.



Эбби Линкольн: джазовая певица, борец за справедливость и снова певица
2019

Книги о джазе. Видео

Экспериментирую с форматами. Пробую сделать видеоподкаст (или это влог? как это называется вообще?), посвящённый книгам о джазе. Один выпуск - одна книга, продолжительность выпуска от 10 до 15 минут. Пока не совсем понимаю, куда двигаться. О каких книгах там рассказать? Нужно ли мне там рассказывать также и о СВОИХ книгах о джазе? (Я причастен к написанию и выпуску нескольких.)
В подражание тому, как это делают влогеры: если вам интересен контент, канал можно поддержать.

Яндекс Деньги 410011196747209
Сбер 4276 3800 8397 4852 (Кирилл Владимирович М.)
PayPal cyril.moshkow@gmail.com

2019

Сатира в джазе. Мюзикл о «культурном обмене»

Я давно исследую эту интереснейшую тему - джаз как часть идеологического противостояния времён Холодной войны. В 1950-70-х гг. была целая серия всемирных гастрольных туров американских джазовых звёзд, проводившихся на деньги Госдепартамента США. Джаз был призван олицетворять превосходство американской культуры. Проблема была в том, что джазовые музыканты прекрасно понимали, как именно их используют, и в 1961 г. пианист Дейв Брубек написал сатирический мюзикл на эту тему, а центральную партию в нём спел Луи Армстронг...
Подробности, фото и музыка - по ссылке.

Сатира в джазе времён холодной войны: мюзикл «Настоящие послы» Дейва Брубека. Луи Армстронг и другие

2019

Музеи джаза. Часть первая: Новый Орлеан

В прошлом году делегация Центра исследования джаза, в том числе и я, ездила изучать организацию джазово-музейного дела в США. Вот первая часть серии статей, которую я по этому поводу пишу. Естественно, начать следовало с самой что ни на есть родины джаза, то есть с Нового Орлеана!


«Джаз.Ру» начинает публикацию цикла очерков о музеях джаза и других исследовательских и просветительских заведениях, которые сохраняют, изучают и пропагандируют историю джазового искусства. Часть первая: New Orleans Jazz Museum — Нью-Орлеанский Музей Джаза.

Как хранят историю джаза на его родине? Музей Джаза в Новом Орлеане: общедоступное и сокровенное
Радио Пучеглаз

Пять лет спустя: расширение темы

Пять лет назад это сначала был пост в ЖЖ, потом подкаст на ту же тему. А теперь я добавил деталей, протянул побольше ниточек от одних фактов к другим, нашёл видео- и аудиоиллюстрации... и прошу знакомиться: очередное моё «неформатное исследование» из междустилевой истории музыки, на сей раз посвящённое некоторым музыкальным явлениям 1967 года!


Переплетения поп-культуры и джазового искусства 1950-х: исследование малой формы. Редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков рассказывает об истории песни «The Beat Goes On» и её самой горячей джазовой версии, которую в 1967 г. всего через полгода после выхода оригинала в исполнении поп-дуэта Sonny & Cher сделал со своим оркестром великий джазовый барабанщик Бадди Рич, причём в этой версии песню пела 12-летняя дочь Бадди — Кэти Рич.

«Ритм продолжается»: когда джазовая версия сильнее поп-оригинала. Бадди Рич против Sonny & Cher
Радио Пучеглаз

Скрипач был нужен

Поскольку 8 июля начинается онлайн-версия IV конкурса джазовых скрипачей им. Збигнева Сейферта, я (в лице небезызвестного старины Константина Волкова) заодно и рассказал на канале «Джаз.Ру» в Яндекс Дзен про этого уникального польского скрипача 1960-70-х гг. Сейферт прожил всего 32 года, но оставил очень яркое наследие в джазовой истории — и не только польской, но и европейской, и американской.



Джазовый скрипач Збигнев Сейферт: короткая история большой жизни
2019

Атмосферное. Серебристые облака

Много лет я наблюдаю атмосферное явление, которое известно человечеству всего 135 лет: до 1885 г. нет свидетельств наблюдения серебристых облаков, они же мезосферные облака (в международной терминологии — noctilucent clouds, буквально «ночные светящиеся облака»). Считается, что их наблюдение в 1885 г. связано с тем, что тончайшая пыль от взрыва вулкана Кракатау в Индонезии на второй год достигла полярных областей и впервые в писаной истории катализировала образование мезосферных облаков.
Основная теория сейчас — это что такие облака, самые высотные облачные образования в атмосфере Земли, формируются на высотах около 82-83 км, в мезосфере, из-за того, что мельчайшие пылевые частицы (как поднявшиеся с поверхности, так и выпавшие из космоса — микрометеориты) срабатывают как катализатор вымерзания влаги, и образовавшиеся над полярными областями микроскопические частицы льда в период полярного лета светятся отражённым светом незаходящего в высоких широтах Солнца.
Надо чётко понимать, что это не полярное сияние (aurora borealis): мезосферные облака светятся не собственным светом, это отражённый солнечный свет. Там, на Севере, их вообще не видно, ведь наблюдатель в это время видит над собой светлое небо полярного дня. А мы из более низких широт видим облака в северном направлении под большим углом на фоне ночного неба, то есть на фоне темноты космоса. Верно и обратное: из космоса под большим углом их тоже видно, их наблюдают как с МКС, так и со специального спутника, запущенного NASA в 2007 — AIM, сиречь Aeronomy of Ice in the Mesosphere. Он наблюдает летние мезосферные облака как в Северном полушарии (с середины мая по конец июля), так и в Южном (над Антарктикой они наблюдаются из более низких широт или с орбиты примерно с середины декабря по середину февраля).
Как правило, серебристые облака имеют волнистую структуру, отражающую перепады давления и температуры в более низких слоях атмосферы над поверхностью Земли: грозы, ветра и т.д.
В этом году сезон наблюдений серебристых облаков в Северном полушарии открылся 17 мая. Это достаточно рано. Более раннее начало сезона наблюдений отмечалось только в 2013 (13 мая).
Вчерашнее наблюдение (в ночь с 4 на 5 июля) лично для меня стоит особняком: такой выраженно диагональной (по отношению к меридиану) конфигурации, яркости и протяжённости серебристых облаков я ещё никогда не видел.

За катом — несколько результатов моих наблюдений с 2006 по текущий годы. Наблюдал я их и раньше, но технические средства фиксации появились у меня только 14 лет назад. Collapse )